пятница, 18 октября 2013 г.

Имущество, купленное до регистрации ИП



"Просто для бизнеса", 2013, N 9


Предприниматель вправе амортизировать используемое в бизнесе имущество, которое он приобрел до регистрации в качестве ИП. Такой вывод недавно сделали налоговики в Письме от 19.07.2013 N ЕД-4-3/13091@. Данная позиция ведомства, безусловно, порадует коммерсантов, ибо поможет снизить налоговые обязательства. Подробности в нашей статье.

Нормативное регулирование

Предприниматели вправе по суммам доходов, полученных от предпринимательской деятельности, при исчислении налоговой базы применять профессиональные налоговые вычеты. Вычет предоставляется в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав указанных расходов определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, который установлен гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Такое правило предусмотрено п. 1 ст. 221 Кодекса.
Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей утвержден Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430. Согласно данному документу амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за налоговый период. При этом амортизировать можно только активы, отвечающие следующим условиям:
- принадлежат коммерсанту на праве собственности;
- непосредственно используются для предпринимательской деятельности;
- приобретены за плату.

Позиция Минфина

Минфин России ранее считал, что если имущество приобретено гражданином до регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, то амортизировать его нельзя. Такие выводы содержатся в Письме от 11.07.2006 N 03-05-01-05/141.
Причем свою позицию ведомство ничем не аргументировало, кроме того, что привело положения п. 1 ст. 221 НК РФ и Порядка учета доходов и расходов.
Финансисты отметили, что если расходы на приобретение актива были понесены после регистрации ИП и есть документы, подтверждающие понесенные расходы, то такое имущество может быть признано амортизируемым имуществом.
Отметим, что по сей день Минфин России больше не радовал коммерсантов подобными письмами. Хотя для ИП это очень распространенная ситуация, когда в предпринимательской деятельности используется имущество (недвижимость, транспортные средства и прочие), купленное или построенное до регистрации.

Судьи на стороне предпринимателей

Арбитры, рассматривая подобные споры, всегда поддерживали налогоплательщиков. Обратите внимание на Постановления ФАС Уральского округа от 25.02.2010 N Ф09-801/10-С2, ФАС Западно-Сибирского округа от 25.01.2010 N А45-13717/2009 и ФАС Северо-Западного округа от 18.03.2008 N А56-20123/2007.
По мнению судей, использование предпринимателем имущества в личных целях до начала ведения деятельности не лишает его права включать стоимость имущества в налоговые расходы. А тот факт, что имущество было приобретено еще до начала ведения предпринимательской деятельности, не имеет значения. Начисление амортизации по основным средствам начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в использование.
Судами сделан вывод, что имущество должно использоваться для коммерческой деятельности, а не приобретаться в период ее ведения.
НК РФ и Порядком учета доходов и расходов не установлено, что начисление амортизации производится только по основным средствам, которые приобретены физическим лицом после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Налоговики признали правоту судей

По мнению ФНС России, вне зависимости от времени приобретения основного средства ИП вправе начислять по нему амортизацию в случае его использования для извлечения дохода от предпринимательской деятельности. Такие выводы содержит свежее Письмо налоговой службы от 19.07.2013 N ЕД-4-3/13091@.
Чиновники отметили, что индивидуальный предприниматель вправе принять автомобиль к учету в качестве основного средства. Подтверждением могут быть акт о приеме-передаче объекта основных средств и инвентарная карточка, введение в эксплуатацию (приказ, путевые листы об использовании автомобиля и т.д.).
Согласно п. 37 разд. IX Порядка учета доходов и расходов амортизируемое имущество, используемое в бизнесе, принимается на учет по первоначальной стоимости.
Предприниматели, приобретающие объекты, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество месяцев их эксплуатации предыдущими собственниками.
Таким образом, предприниматель вправе уменьшить срок полезного использования основного средства, бывшего в употреблении, на количество лет (месяцев) его эксплуатации собственником (физическим лицом), в том числе до регистрации в качестве ИП.
Кроме того, должны быть документы, подтверждающие приобретение объекта физическим лицом. Если в коммерческой деятельности используется автомобиль, приобретенный еще до регистрации ИП, то такими документами могут быть:
- договор купли-продажи;
- платежные документы, а также технический паспорт автомобиля.
Отдельно хотелось бы отметить, что данная позиция налоговой службы согласована с Минфином России. Следовательно, финансовое ведомство пересмотрело свою позицию. То есть проблем у предпринимателей в рассматриваемой ситуации больше быть не должно.
Аналогичный вывод изложен в Письме ФНС России от 25.07.2013 N ЕД-4-3/13609@.

И.Ручинская
Главный редактор
Подписано в печать
15.09.2013




Комментариев нет:

Отправить комментарий