вторник, 25 августа 2015 г.

Новации налогового законодательства: торговый сбор






"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2015, N 6


Автор рассматривает новацию в отечественном налогообложении - торговый сбор, который является местным и может быть введен не ранее 1 июля 2015 г. только в городах федерального значения - в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Введение торгового сбора за пределами городов федерального значения возможно только после рассмотрения соответствующих вопросов на федеральном уровне. При этом должен быть принят федеральный закон в контексте принятого уже Федерального закона N 382-ФЗ. В отличие от налога, торговый сбор представляет собой фиксированный платеж за ведение торговой деятельности любыми товарами на объектах осуществления торговли. Торговый сбор имеет свою специфику, уплата его непосредственно связана с отдельными налогами, что потребовало внесения поправок в некоторые статьи НК РФ. Это относится к налогу на прибыль организации, налогу на доходы физических лиц и единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения.

Налоговая система Российской Федерации, введенная с 1992 г., постоянно меняется. Это относится не только к количеству налогов общего режима налогообложения и специальных налоговых режимов, но и к элементам налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговые льготы, ставки налогов, порядок исчисления и уплаты налогов).
Изменения в налоговом законодательстве вызваны воздействием глобализации на содержание национальной налоговой системы, стимулированием инновационной и инвестиционной деятельности, а также стимулированием субъектов малого бизнеса, противодействием применению схем уклонения от налогообложения и теневой экономике и т.д.
Роль налоговой политики особенно возрастает в условиях сложной экономической ситуации, которая приводит к потерям доходов бюджета страны.
Согласно внесенным поправкам в Закон о федеральном бюджете на 2015 г. дефицит федерального бюджета может составить 3,7% ВВП <1>. Снижение доходов бюджетов, несмотря на увеличение налоговых ставок по отдельным видам налогов (налогу на добычу полезных ископаемых, акцизам и т.д.), связано с геополитической обстановкой, снижением доходов нефтегазового сектора экономики, значительным оттоком капитала и т.д.
--------------------------------
<1> Орешкин М.С. Мы привыкли жить в новых экономических условиях // Финансы. 2015. N 4.

Следует отметить, что значительная часть доходов бюджета обеспечивается за счет налоговых поступлений. Так, доля налоговых поступлений в доходах бюджета г. Москвы в 2014 г. составила свыше 89,5%, а на 2015 г. она планируется в размере около 90%.
Несмотря на введение торгового сбора в Москве, поступления от которого планируются в размере 1,2 млрд руб., бюджет Москвы остается дефицитным. По данным департамента финансов г. Москвы, прогноз дефицита городского бюджета на 2015 г. - 146,8 млрд руб.
Налоговые изменения могут приводить не только к увеличению доходов бюджета, но и к дополнительной фискальной нагрузке на налогоплательщиков.
Экономически обоснованные выводы о налоговой нагрузке на налогоплательщиков можно будет сделать только после уплаты торгового сбора в бюджет Москвы за несколько налоговых периодов.
Торговый сбор - новый вид сбора, введенный Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ. Он предусмотрен в гл. 33 Налогового кодекса РФ - "Торговый сбор".
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе торговый сбор устанавливается НК РФ и законами этих субъектов РФ, которыми определяется ставка сбора в пределах, предусмотренных НК РФ, а также могут устанавливаться льготы, основания и порядок их применения.
Торговый сбор на территории г. Москвы предусмотрен Законом г. Москвы от 17.12.2014 "О торговом сборе" и вводится с 01.07.2015.
Плательщиками сбора являются организации и предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в отношении которой установлен сбор на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества.
От уплаты сбора освобождены индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении тех видов деятельности, на которые распространяется торговый сбор, с использованием движимого или недвижимого имущества.
Иные освобождения от уплаты торгового сбора не предусмотрены. На основании этого в Письме Минфина России от 30.12.2014 N 03-11-11/68510 указано, что организации, в том числе крупные, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на соответствующих территориях обязаны исчислять и уплачивать торговый сбор в общеустановленном порядке.
В отношении специального налогового режима "Единый налог на вмененный доход" (ЕНВД) следует отметить, что если в муниципальном образовании, городах федерального значения применяется ЕНВД на те виды деятельности, на которые введен торговый сбор, то торговый сбор в этом случае не применяется.
Сбор устанавливается при условии торговой деятельности на объектах осуществления торговли. Торговля - это вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через торговые склады.
В НК РФ нет понятий розничной, мелкооптовой и оптовой торговли. В ст. 11 НК РФ отмечено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства (если иное не предусмотрено).
В отношении законодательства, которое применимо к торговле, следует отметить Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (ред. от 31.12.2014), в соответствии с которым оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, приготовленных в них, относятся к розничной торговле.
К торговой деятельности относятся:
- торговля через объекты стационарной торговой сети без торговых залов (за исключением автозаправочных станций);
- торговля через объекты нестационарной торговой сети;
- торговля через объекты стационарной сети с торговыми залами;
- торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
К торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков на основании Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
Таким образом, под деятельность, связанную с торговым сбором, подпадают различные виды торговой деятельности. Однако уплата сбора связана с использованием объектов осуществления торговли, к которым относятся:
- здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный объект или торговая точка, с использованием которых осуществляется торговая деятельность;
- объект недвижимого имущества, с использованием которого управляющая рынком компания организовала розничные рынки.
Объект осуществления торговли может находиться у налогоплательщика в собственности или на правах аренды. Если два и более торговых объекта будут находиться под общим управлением или использоваться под единым коммерческим обозначением (иным средством индивидуализации), то это будет являться торговой сетью. Так, если два магазина принадлежат одному владельцу с разными названиями, то они будут считаться также торговой сетью.
Торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, используемых под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
Необходимо отметить, что сбор уплачивается, если объект осуществления торговли используется хотя бы один раз в квартал. Это означает, что если объект торговли используется даже один день, то торговый сбор должен быть уплачен. При этом сумма торгового сбора не меняется в зависимости от количества проработанных дней.
К объектам торговли, на которые распространен сбор, относятся здания, сооружения, помещения, стационарные и нестационарные объекты или торговые точки, с использованием которых плательщик осуществляет вид деятельности, к которому применяется сбор.
Объектом обложения торговым сбором (объектом осуществления торговли) является объект движимого и недвижимого имущества, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой сбором, хотя бы один раз в течение квартала.
Таким образом, для взимания торгового сбора должен быть факт торговли через торговый объект, при этом сумма торгового сбора не будет меняться в зависимости от количества проработанных дней.
Для объекта обложения сбором предусмотрены даты его возникновения и прекращения использования. Период обложения сбором - квартал.
Как было отмечено ранее, ставка сбора устанавливается нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Однако она не может превышать расчетную сумму налога, подлежащего уплате в соответствующем муниципальном образовании (в указанных городах федерального значения) при применении патентной системы налогообложения на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на 3 месяца.
Покажем на конкретном примере расчет предельной ставки сбора.

Пример 1. Расчет предельной ставки торгового сбора.
Максимально возможный потенциальный доход розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной розничной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли, определен Законом г. Москвы от 31.10.2012 N 53 (в ред. от 19.11.2014) в размере 4 тыс. руб., коэффициент-дефлятор на 2015 г. - 1,147, ставка налога - 6%.
Отсюда стоимость патента на 3 месяца равна 68 820 руб. [(4 тыс. руб. x 1,147 x 6 x 1/4) : 100].
Следовательно, предельная ставка торгового сбора для соответствующего объекта - 68 820 руб.
Для объектов стационарной торговой сети с торговыми залами до 50 кв. м (включительно), входящих в Центральный административный округ г. Москвы, она составляет 60 тыс. руб., то есть ниже предельной ставки.

Под площадью торгового зала понимается часть магазина, павильона, занятая оборудованием для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовые кабины, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится и арендуемая часть торгового зала. Административно-бытовые помещения, помещения для приема, хранения товаров, подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, проходы для покупателей, ведущие к торговому залу, не относятся к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
При определении предельных ставок сбора не учитываются ограничения для применения патентной системы налогообложения по деятельности в виде розничной торговли отдельными товарами (пп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ).
Рассматривая ставки торгового сбора, необходимо отметить, что нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) они могут быть дифференцированы. При дифференциации ставок учитываются:
- территория осуществления конкретной торговой деятельности;
- категории плательщика сбора;
- особенности осуществления отдельных видов торговли;
- особенности объектов осуществления торговли.
При этом ставка торгового сбора может быть снижена вплоть до нуля.
Законом г. Москвы "О торговом сборе" ставки значительно различаются в зависимости от вида торговой деятельности, места ее осуществления и т.д.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением автозаправочных станций), в Центральном округе Москвы, ставка сбора за квартал - 8100 руб. Если торговля осуществляется в других округах города, то ставка сбора установлена пределах от 28 350 руб. до 40 500 руб. Ставки сбора для торговли через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами установлены в пределах от 21 тыс. руб. до 30 тыс. руб., а также зависят от того, в каком районе (округе) расположены объекты. Для Центрального административного округа г. Москвы она составляет 60 000 руб.
Если площадь торгового зала превышает 50 кв. м., то ставка сбора за один квадратный метр площади торгового зала в районах, входящих в Центральный административный округ г. Москвы, равна 1200 руб., в других районах и поселениях - 420 и 600 руб. При этом предусмотрены ставки сбора при превышении площади торгового зала свыше 50 кв. м за каждый полный (неполный) квадратный метр площади торгового зала.
Для развозной и разносной торговли ставка сбора в Москве - 40 500 руб., а для организации розничных рынков - 50 руб. за один кв. м.
Законом г. Москвы предусмотрены и льготы по торговому сбору. Так, освобождается от обложения торговом сбором использование объектов движимого или недвижимого имущества при осуществлении:
- розничной торговли, осуществляемой с использованием торговых (вендинговых) автоматов;
- торговли на ярмарках выходного дня, специализированных ярмарках и региональных ярмарках;
- торговли через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, расположенные на территории розничных рынков <2>;
- разносной розничной торговли, осуществляемой в зданиях, сооружениях, помещениях, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений.
--------------------------------
<2> Петров В.А. О бюджете, налоговых новациях и льготах // Финансы. 2014. N 12.

От уплаты торгового сбора освобождаются также:
- организации федеральной почтовой связи;
- автономные, бюджетные и казенные учреждения.
Рассмотрев элементы обложения сбором, необходимо остановиться на вопросе учета плательщиков сборов (остановке на учет и снятия с учета).
Постановка на учет и снятие с учета осуществляются в налоговом органе на основании соответствующего уведомления плательщиков сборов в налоговый орган либо на основании информации уполномоченного органа (органа местного самоуправления, органа государственной власти города федерального значения), осуществляющего полномочия по сбору, обработке и передаче сведений в налоговый орган.
Форма уведомления, порядок и состав сведений в нем определяются ФНС России. Необходимо отметить, что порядок и форма уведомления не утверждены ФНС России. По этому вопросу Минфин России рекомендует обращаться в представительные органы Москвы (Письма от 27.03.2015 N N 03-11-06/3/17199 и 03-11-06/3/17214).
При прекращении предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик сбора должен представить соответствующее уведомление в налоговый орган.
Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются:
- по месту нахождения объекта недвижимого имущества (если деятельность осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества);
- по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).
Если сбор установлен в отношении нескольких объектов осуществления предпринимательской деятельности, которые находятся в одном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на территориях, подведомственным разным налоговым органам, то постановка на учет плательщика сбора осуществляется налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора ранее, чем о других объектах.
Осуществление торговли без направления уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет, что приводит к взиманию штрафа в размере 10% доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. (ст. 116 НК РФ).
Для должностных лиц возможна и административная ответственность - штраф в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.3 КоАП РФ).
По вопросам объекта налогообложения торговым сбором Минфин России рекомендует обращаться в департамент экономической политики и развития г. Москвы (Письмо Минфина России от 27.03.2015 N 03-11-06/16906). В другом своем Письме (от 29.04.2015 N 03-11-06/24876) Минфин России дает соответствующее разъяснения налогоплательщикам о порядке определения площади объектов при исчислении торгового сбора.
Сумма сбора уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения.
Если налогоплательщик уплачивает налог на прибыль и торговый сбор, то он вправе уменьшить сумму налога на прибыль (авансовый платеж) по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на сумму фактически уплаченного торгового сбора с начала торгового периода до даты уплаты налога (авансового платежа) - п. 10 ст. 286 НК РФ.
Вычет сбора относится и к индивидуальным предпринимателям, уплачивающим налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Так, в соответствии с п. 5 ст. 225 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий деятельность в субъекте Российской Федерации по месту своего учета, в отношении которой установлен торговый сбор, имеет право уменьшить сумму налога, рассчитанного по итогам налогового периода по основной ставке в размере 13%, на сумму торгового сбора.
Если индивидуальный предприниматель состоит на учете по месту прописки не в Москве, а торговлю и уплату торгового сбора осуществляет в Москве, то сумма НДФЛ не уменьшается на сумму торгового сбора.
Расчет суммы торгового сбора и вычет его при уплате налога на прибыль рассмотрим на следующем примере.

Пример 2. Расчет суммы торгового сбора организации розничной торговли, расположенной в Центральном административном округе г. Москвы.
Организация осуществляет торговлю через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами 70 кв. м.
Ставка сбора за каждый торговый метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. м, - 1200 руб., и 50 руб. за каждый полный (неполный) квадратный метр площади торгового зала свыше 50 кв. м.
Отсюда ставка сбора за квартал составит 61 000 руб. [(1200 x 50) + (50 x 20)].
Сумму торгового сбора организация может учесть при уплате налога на прибыль организаций (п. 10 ст. 286 НК РФ). Так, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленную по итогам налогового (отчетного) перевода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).
Данная организация уплачивает налог на прибыль. За 2015 г. сумма прибыли условно составила 6 000 000 руб. Ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет г. Москвы, - 18%, отсюда сумма налога на прибыль - 1 080 000 руб.
При уплате налога на прибыль в бюджет Москвы за 2015 г. организация вправе вычесть сумму торгового сбора за три квартала. Она составит 183 000 руб. (6100 x 3).

Особого рассмотрения требует вопрос о вычете торгового сбора при уплате единого налога при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения (УСН).
Этот вычет предусмотрен только для тех случаев, когда налогоплательщик применяет объект налогообложения "доходы", - п. 8 ст. 346.21 НК РФ.
В дополнение к суммам уменьшения налога (авансового платежа), указанным в п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа) при применении УСН на сумму торгового сбора.
При этом должен быть один и тот же вид деятельности и объект обложения.
Сумма налога (авансового платежа) при УСН по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемая в консолидированный бюджет субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен сбор, уменьшается на сумму сбора, уплаченного в течение налогового (отчетного) периода.
Если налогоплательщик при УСН применяет объект обложения "доходы за вычетом расходов", то вычет торгового сбора при уплате налога (авансового платежа) не предусмотрен.
Вычет сбора при уплате соответствующих налогов не предусмотрен, если налогоплательщик не представил в отношении объектов осуществления предпринимательской деятельности уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора.
Если уполномоченный орган представил информацию о выявленных объектах обложения сторон, по которым не представлено уведомление в налоговый орган или в уведомлении указаны недостоверные сведения, то налоговый орган направляет плательщику сбора требование об уплате сбора в срок не позднее 30 дней со дня поступления указанной информации. Сумма сбора, указанная в требовании, исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы уполномоченным органом.
Полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органом сведений об объектах обложения сбором осуществляют органы местного самоуправления (органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Орган, осуществляющий эти полномочия, определяется нормативными (правовыми) актами представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Уполномоченный орган, в соответствии с законодательством, осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения на соответствующей территории.
Если уполномоченный орган выявит объекты обложения сбором, по которым не представлено уведомление или в представленном уведомлении указаны недостоверные сведения, то он в течение 5 дней составляет акт о выявлении нового объекта обложения сбором или акт о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения сбором.
Указанная информация направляется им в налоговый орган по форме (формату), определяемой ФНС России.
О направленной информации в налоговый орган уполномоченный орган сообщает плательщику сбора в течение 5 дней с даты направления информации с приложением соответствующего акта.
Акты могут быть обжалованы плательщиком сбора в соответствии с законодательством РФ. Если соответствующий акт отменяется, то уполномоченный орган об этом сообщает в налоговый орган.
К сожалению, ни налоговое законодательство, ни Закон г. Москвы о торговом сборе не дают соответствующих пояснений по применению торгового сбора при осуществлении торговли через интернет-магазины.
Возникает вопрос: будет ли уплачиваться сбор, если интернет-торговля осуществляется путем отпуска товаров со склада (при самовывозе клиентами товара), заказ по которому оформлен с использованием сети Интернет, иной выдачи товара со склада, находящегося на территории г. Москвы?
Остается открытым также вопрос об уплате торгового сбора, когда доставка товара осуществляется курьером покупателю со склада, расположенного в Москве.
На наш взгляд, соответствующие разъяснения по этим вопросам должны быть даны уполномоченным органом.
Как было отмечено ранее, сумма отдельных налогов уменьшается на сумму торгового сбора. Если соответствующий налог окажется больше торгового сбора, то налогоплательщик ничего не потеряет. В случаях когда налог окажется меньше торгового сбора, то налоговая нагрузка увеличится. При этом в случае применения НДФЛ и УСН у налогоплательщика может быть проблема зачисления налогов в разные субъекты РФ.
Рассматривая торговый сбор, следует отметить, что Ассоциация европейского бизнеса (далее - Ассоциация) выступала против торгового сбора, считая, что это не что иное, как налог на торговую деятельность. Введение его повлечет ухудшение делового климата и снижение инвестиционной привлекательности страны. Такое мнение содержится в пресс-релизе АЕБ.
По данным Ассоциации, многие компании уже пересматривают свои планы по развитию малого бизнеса, а некоторые даже готовы закрыть его. В результате высоких ставок сбора и отсутствия экономических возможностей по уплате сбора часть бизнеса уйдет "в тень", а другая - повысит розничные цены <3>.
--------------------------------
<3> Материалы интернет-ресурса http://abnews.ru/2014/11/26/associaciya-evropejskogo-biznesa-vystupila-protiv-vvedeniya-torgovyx-sborov/.

В настоящее время низка эффективность субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Рентабельность продаж у средних предприятий - 6,1%, у малых - 3,5%. Инвестиционный потенциал этого сектора экономики практически не реализован. Учитывая возрастающие геополитические риски, компании с осторожностью подходят к инвестированию. Результатом является высокий износ и недостаток основных средств.
Потребительский спрос в последние годы является одним из основных средств, поддерживающих рост экономики. Однако замедленный рост заработной платы и реальных доходов населения сказывается на динамике объема розничных продаж.
Оборот розничной торговли в январе - феврале 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. сократился на 6,1% <4>.
--------------------------------
<4> Материалы интернет-ресурса http://www.dp.ru/a/2015/03/19/Oborot_roznichnoj_torgovli/.

В России количество субъектов малого и среднего бизнеса значительно уступает зарубежным странам. В сфере малого и среднего бизнеса в России на 1 тыс. жителей доля занятости населения в данном секторе экономики в 2 - 3 раза ниже, чем в зарубежных странах.
В сфере российского малого и среднего бизнеса занято 18 млн чел., а вклад в ВВП - 21%, в то время как в других странах с развитой экономикой - 50% и более <5>. Ситуация в экономике сказалась на заполняемости московских торговых центров. В среднем пустующие торговые площади составляют 6%, а в открывшихся объектах за последние 2 года - 13%. Объем свободных площадей в столичных торговых центрах, открывшихся в 2013 - 2014 гг., в 2 раза выше, чем в среднем по рынку <6>.
--------------------------------
<5> Бизнес без страха // Российская газета. 2015. N 6644 (73).
<6> Геращенко Е. Кризис раздел торговые центры // Коммерсант. 2015. N 85.

По словам министра правительства Москвы, руководителя департамента экономической политики и развития М.Г. Решетникова, введение торгового сбора не приведет к увеличению налоговой нагрузки, поскольку он будет учитываться при уплате отдельных налогов (о них речь шла выше). Одну из причин введения торгового сбора он видит в том, что не все предприниматели желают приобретать патент <7>.
--------------------------------
<7> Итоги 2014 года для Москвы: 2 триллиона рублей налоговых поступлений // Финансы. 2015. N 3.

Как отметил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовому рынку Петров В.А., фискальный эффект от введения торгового сбора проявится позднее. Законодатели будут осуществлять непрерывный мониторинг возможных негативных последствий, внося корректировки в виде поправок в налоговое законодательство. Введение торгового сбора он рассматривает как эксперимент, и только после успешной правоприменительной практики и достижения консенсуса в обществе он распространится на всю страну <8>.
--------------------------------
<8> Петров В.А. О бюджете, налоговых новациях и льготах // Финансы. 2014. N 12.

На наш взгляд, сделать экономически обоснованные выводы об эффективности торгового сбора в условиях сложившейся экономической ситуации можно будет по истечении определенного периода времени.

Г.А.Горина
К. э. н.,
профессор,
профессор
кафедры "Налоги и налогообложение"
РЭУ им. Г.В.Плеханова
Подписано в печать
11.06.2015



Комментариев нет:

Отправить комментарий