вторник, 25 августа 2015 г.

Налоговые новеллы





"Налоговый вестник", 2015, N 7


Президент РФ 8 июня 2015 г. подписал Федеральный закон N 150-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)", которым вводится ряд льгот для бизнеса.

"Малоценка" подорожала

С 1 января 2016 г. увеличивается первоначальная пороговая стоимость амортизируемого имущества с 40 тыс. до 100 тыс. руб.
Увеличение стоимости амортизируемого имущества было предусмотрено в проекте Основных направлений налоговой политики на 2016 - 2017 г. в качестве меры поддержки бизнеса с учетом изменившейся стоимости основных средств. Это особенно актуально в период сложившейся трудной, особенно для малого бизнеса, экономической ситуации.
Данная мера позволит предпринимателям списывать в затраты стоимость относительно недорогого оборудования единовременно в момент его ввода в эксплуатацию, а не через механизм начисления амортизации.
Для малого бизнеса это означает не только снижение налоговой нагрузки, так как позволит сразу уменьшить налогооблагаемую базу, но и сокращение административных издержек, затрат на учет данного оборудования, начисления на него амортизации.
Следует отметить, что предыдущее увеличение стоимости амортизируемого имущества производилось лишь в 2007 г. - с 20 тыс. до 40 тыс. руб. Данный показатель действует по настоящее время с 2008 г., т.е. уже 8 лет.

Квартальные платежи стали доступнее

Очередной приятной новостью для малого бизнеса станет увеличение с 2016 г. предельного порога выручки, позволяющее уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль организаций только по итогам квартала.
Данная мера была также зафиксирована в проекте Основных направлений налоговой политики на 2016 - 2017 г. Основной ее целью является реальное снижение административной нагрузки как на бизнес, так и на налоговые органы.
Действительно, ведь расчет ежемесячных и квартальных платежей существенно разнится. Так, ежемесячные платежи определяются исходя из предполагаемой прибыли (кроме платежей I квартала - они равны платежам IV квартала предыдущего налогового периода) либо, по выбору налогоплательщика, из фактической за месяц, квартальные же - только из фактической за квартал.
Кроме того, квартальные платежи менее обременительны и с точки зрения "промежуточной" отчетности, помимо годовой налоговой декларации. Для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года. Тогда как для налогоплательщиков, исчисляющих квартальные авансовые платежи, - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Кроме снижения административной нагрузки, посредством данной меры бизнесу будет оказана и финансовая поддержка - на практике применение квартальных авансовых платежей по налогу на прибыль позволяет не отвлекать оборотные средства организации для уплаты ежемесячных авансовых платежей внутри квартала.
В настоящее время указанные пороговые значения выручки составляют для действующих организаций - 10 млн руб. в среднем за каждый квартал, а для вновь созданных - 1 млн руб. в месяц либо 3 млн руб. в квартал. С нового года действующие организации смогут применять льготный порядок уплаты авансовых платежей, если размер их выручки не превышает 15 млн руб. Вновь созданные организации ждет пятикратное увеличение пороговых значений (5 млн руб. в месяц либо 15 млн руб. в квартал), что выравнивает их положение по сравнению с уже действующими.
Названные изменения, безусловно, будут способствовать развитию малого бизнеса. Их необходимость обусловливается высоким уровнем инфляции, роста цен на продукцию и ресурсы. Законодатель, таким образом, фактически проводит актуализацию правил Налогового кодекса РФ исходя из сложившихся экономических условий.

Для льгот по экспортному акцизу
банковская гарантия больше не требуется

Статья 184 ("Особенности освобождения от налогообложения при реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации") дополняется новым п. 2.1, предусматривающим право на освобождение от уплаты акциза при совершении следующих операций:
- реализации подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли;
- ввоза подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории Российской Федерации;
- передачи подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику или по его указанию другим лицам в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом потерь (в пределах норм естественной убыли).
Право на освобождение от уплаты акциза при совершении названных операций без представления банковской гарантии имеют налогоплательщики-организации, соответствующие следующим критериям:
- совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, уплаченная за три календарных года, предшествующие налоговому периоду, на который приходится дата совершения освобождаемых от налогообложения акцизами операций, составляет не менее 10 млрд руб. (без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента);
- со дня создания организации до дня подачи налоговой декларации по акцизам прошло не менее 3 лет.
Кроме того, банковская гарантия не представляется налогоплательщиками-организациями, которые осуществляют производство подакцизных товаров на основании договора переработки давальческого сырья (материалов), если собственник сырья (материалов) отвечает названному критерию по величине уплаченных НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ. Такое право предоставляется при условии представления в налоговый орган документа, выданного собственнику сырья (материалов) налоговым органом и подтверждающего уплату собственником сырья (материалов) налогов в сумме не менее 10 млрд руб. за три календарных года, предшествующие налоговому периоду, на который приходится дата совершения освобождаемых от налогообложения акцизами операций.
Освобождение от уплаты акцизов без представления банковской гарантии предоставляется только в части количества подакцизных товаров, принадлежащих собственникам сырья (материалов), отвечающим указанному критерию по сумме уплаченных налогов.
Документы, необходимые для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза согласно п. 7 ст. 198 НК РФ, представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в течение шести месяцев, исчисленных с 25-го числа месяца, в котором у налогоплательщика в соответствии со ст. 204 НК РФ возникает обязанность представления в налоговый орган налоговой декларации по акцизам за налоговый период, на который приходится дата совершения освобождаемых от налогообложения акцизами операций, определяемая в соответствии со ст. 195 НК РФ. Кроме того, из числа таких документов исключены предусмотренные пп. 2 платежные документы и выписка банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке.

Новые правила для взаимозависимых лиц.
Коррекция возможна и при убытке

Существенные изменения ожидают и лиц, признаваемых взаимозависимыми. Изменения затрагивают такие важные вопросы, как учет убытка при исчислении налога, а также симметричные корректировки.
Законодательство обязывает учитывать для целей налогообложения любые доходы (прибыль, выручку), которые могли бы быть получены одним из участников сделки между взаимозависимыми лицами, но не были им получены вследствие наличия коммерческих или финансовых условий, отличных от тех, которые имели бы место в сопоставимых сделках, между лицами, не являющимися взаимозависимыми. В соответствии с новыми правилами такой учет доходов (прибыли, выручки) производится в случае, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличению суммы убытка, определяемого в соответствии с гл. 25 НК РФ (за исключением симметричных корректировок).
Контроль полноты исчисления и уплаты в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами распространяется на следующие налоги:
1) налог на прибыль организаций;
2) НДФЛ, уплачиваемый физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и другими лицами, занимающимися в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, по суммам доходов, полученных от такой деятельности;
3) НДПИ (в случае если одна из сторон сделки является плательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);
4) НДС (в случае если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) плательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по этому налогу).
Корректировка соответствующих налоговых баз производится ФНС России в двух случаях:
- выявление занижения сумм указанных налогов;
- выявление завышения суммы убытка, определяемого в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Законодательство предусматривает возможность налогоплательщика самостоятельно осуществить корректировку.
Такое право возникает у налогоплательщика, если в сделке между взаимозависимыми лицами он применил цены товаров (работ, услуг), не соответствующие рыночным, и такое несоответствие повлекло занижение сумм одного или нескольких указанных выше налогов (авансовых платежей) или завышение суммы убытка, определяемого в соответствии с гл. 25 НК РФ. Корректировка производится по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке. При этом к уточненной налоговой декларации должны быть приложены пояснения, в которых указаны сведения, позволяющие идентифицировать сделку, в отношении которой произведена корректировка налоговой базы и суммы налога.
Указанные корректировки могут производиться:
- организациями одновременно с представлением налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за соответствующий налоговый период либо, если организация не является плательщиком налога на прибыль организаций, в сроки, установленные для представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций;
- физическими лицами одновременно с представлением налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц.
Корректировки по НДС и НДПИ в указанных выше случаях отражаются в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен, представляемых одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций (налогу на доходы физических лиц).
Сумма недоимки, выявленной по результатам корректировки, должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц) за соответствующий налоговый период. Существенные изменения затронули и симметричные корректировки (изменяется редакция ст. 105.18 НК РФ).
В числе основных новелл принятых изменений следует выделить то, что такая корректировка может осуществляться также в случае завышения суммы убытка. До принятия Закона симметричные корректировки могли осуществляться только в случае занижения сумм одного или нескольких налогов (авансовых платежей).
При этом новым правилам придан ретроспективный характер, т.е. они будут применяться с 01.01.2015 вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
Симметричная корректировка предполагает применение следующих цен:
- на основании которых ФНС России осуществлена корректировка налоговой базы и суммы налога (в случае доначисления налога по итогам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами исходя из оценки результатов сделки с учетом рыночных цен);
- на основании которых налогоплательщиками осуществлена корректировка налоговой базы и суммы налога (убытка) (в случае если налогоплательщик самостоятельно производит корректировку).
Право на симметричные корректировки, соответственно, возникает в следующих двух случаях.
Случай N 1. Исполнение налогоплательщиком решения ФНС России о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусматривающего доначисление налога или уменьшение суммы убытка.
Право на такие корректировки возникает со дня получения уведомления о возможности симметричных корректировок, выдача (направление) которого осуществляется ФНС России.
Симметричные корректировки отражаются в налоговых декларациях по указанным выше налогам, представленных по итогам налогового периода, в котором другой стороной сделки получено уведомление о возможности симметричных корректировок.
Симметричные корректировки осуществляются другой стороной сделки на основе информации, содержащейся в уведомлении о возможности симметричных корректировок, направляемом ей ФНС России в течение одного месяца со дня исполнения решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусматривающего доначисление налога или уменьшение суммы убытка. Нарушения ФНС России срока выдачи или направления уведомления о возможности симметричных корректировок на сумму излишне уплаченного налога, подлежащего зачету или возврату налогоплательщику по результатам симметричной корректировки, влечет начисление процентов (по ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в период нарушения срока направления соответствующего уведомления), подлежащих уплате налогоплательщику за каждый календарный день начиная со дня окончания названного срока.
В случае неполучения уведомления о возможности симметричных корректировок в установленные сроки другая сторона сделки вправе обратиться в ФНС России с заявлением о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок (к заявлению должны быть приложены копии документов, подтверждающих информацию о вынесенном в отношении налогоплательщика решении о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусматривающем доначисление налога или уменьшение суммы убытка, и его исполнении).
По результатам рассмотрения такого заявления в течение 15 дней со дня его представления принимается одно из следующих решений:
1) выдать уведомление о возможности симметричных корректировок (в этом случае другой стороне сделки в срок не позднее одного дня со дня принятия указанного решения выдается или направляется по почте заказным письмом либо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи уведомление о возможности симметричных корректировок);
2) отказать в выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок (отказ допускается в случае несоблюдения порядка подачи заявления о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок, неподтверждения указанной в заявлении информации либо представления налогоплательщиком в период рассмотрения заявления о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок уточненной налоговой декларации, в которой изменены налоговая база и сумма налога (убытка));
3) информировать о приостановлении срока выдачи уведомления о возможности симметричных корректировок в случае обжалования решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусматривающего доначисление налога или уменьшение суммы убытка, на основании которого проводятся симметричные корректировки.
О принятии указанного выше решения об отказе в выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок либо об информировании о приостановлении срока выдачи уведомления о возможности симметричных корректировок сообщается не позднее одного дня со дня его принятия.
Случай N 2. Если налогоплательщик, самостоятельно осуществивший корректировку налоговой базы и суммы налога (убытка), представил налоговую декларацию, в которой отражена соответствующая корректировка, и погасил сумму недоимки, возникшей в результате такой корректировки (при ее наличии).
В этом случае симметричные корректировки отражаются в налоговых декларациях по соответствующим налогам (см. выше), представленных по итогам налогового периода, за который налогоплательщик самостоятельно осуществил корректировку налоговой базы и суммы налога (убытка) в соответствии.
Симметричные корректировки осуществляются другой стороной сделки на основе информации, направляемой налогоплательщиком, осуществившим корректировку налоговой базы и суммы налога (убытка), с приложением документов (сведений), подтверждающих факт исполнения обязанности по уплате налога, возникшей в результате такой корректировки.
Если налоговая декларация представлена в налоговый орган после наступления срока подачи уведомления о контролируемых сделках, одновременно с этой налоговой декларацией другая сторона сделки представляет полученные от налогоплательщика документы (сведения), подтверждающие факт исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, возникшей в результате корректировки.
Если другой стороной сделки не представлены соответствующие документы (сведения) либо представлены документы, содержащие недостоверные сведения, и (или) не выполнены условия, указанные пп. 2 п. 2 ст. 105.18 НК РФ (то есть не представлена налоговая декларация и не погашена сумма недоимки при самостоятельной корректировке налоговой базы и суммы налога (убытка)), сумма налога (убытка) подлежит восстановлению. При этом сумма налога подлежит уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с другой стороны сделки соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.
Величина, на которую изменен размер налоговой базы (убытка) в результате симметричной корректировки, произведенной по рассмотренным выше основаниям, должна соответствовать величине, на которую изменен размер налоговой базы (убытка) в случаях, предусмотренных п. п. 5 и 6 ст. 105.3 НК РФ.
Если осуществлена корректировка в соответствии с уведомлением о возможности симметричных корректировок либо в соответствии с налоговой декларацией, представленной налогоплательщиком в случае самостоятельной корректировки, а впоследствии решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусматривающее доначисление налога или уменьшение суммы убытка, было изменено (отменено) или признано недействительным в судебном порядке, либо, соответственно, налогоплательщиком, представившим налоговую декларацию в случае самостоятельной корректировки, была представлена уточненная налоговая декларация с уменьшением налоговой базы и (или) суммы налога, то необходимо произвести соответствующую обратную корректировку (на основании уведомления о необходимости обратных корректировок, полученного от налогового органа по месту учета в течение одного месяца с даты его получения) в порядке, предусмотренном п. 12 ст. 105.18 НК РФ.
В первом случае (если производилась корректировка в соответствии с уведомлением о возможности симметричных корректировок и решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусматривающее доначисление налога или уменьшение суммы убытка, было изменено (отменено) или признано недействительным в судебном порядке) пени в отношении подлежащих уплате сумм налога, увеличенных на основании обратных корректировок, не начисляются.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога налогоплательщику, который является стороной контролируемой сделки и в отношении которого было вынесено решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусматривающее доначисление налога или уменьшение суммы убытка, или который самостоятельно осуществил корректировку, производится налоговым органом только после проведения обратных корректировок и уплаты налога налогоплательщиком, являющимся другой стороной контролируемой сделки.

В.Сбежнев
К. ю. н.,
доцент
кафедры государственно-правовых дисциплин
юридического института
ГБОУ ВПО МГПУ
Подписано в печать
23.06.2015

Комментариев нет:

Отправить комментарий