суббота, 5 декабря 2015 г.

"Нефиксированная" налоговая нагрузка на ИП



"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2015, N 40


В свое время законотворцы, значительно увеличив "страховую" нагрузку на индивидуальных предпринимателей, впоследствии опомнились - порядок расчета взносов во внебюджетные фонды за себя был хотя и с опозданием (к тому моменту уже довольно много ИП попросту прекратили свою деятельность), но скорректирован. Однако, видимо, кризисная ситуация в стране вынуждает чиновников идти на всевозможные ухищрения. И они даже придумали, как, ничего не меняя (обещано же было главой страны не увеличивать действующие налоги и не вводить новые)... налоговую нагрузку на индивидуальных предпринимателей все же увеличить. Причем под удар попали именно те индивидуальные предприниматели, которые реально работают и зарабатывают более 300 тыс. руб. в год.

Все индивидуальные предприниматели вне зависимости от выбранного ими режима налогообложения, а также от того, работают они в одиночку или же нанимают работников, обязаны ежегодно перечислять за себя взносы в ПФР и ФФОМС (ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 5 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ).
Так, размер взносов в ФФОМС, подлежащих уплате за расчетный период, определяется исходя из произведения минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов, увеличенного в 12 раз. При этом в расчет принимается МРОТ, установленный федеральным законом на начало финансового года. К примеру, поскольку Законом от 1 декабря 2014 г. N 408-ФЗ с 1 января 2015 г. МРОТ установлен в размере 5965 руб. в месяц, то размер медицинских взносов, уплачиваемых ИП за себя в 2015 г., и составляет 3650,58 руб. (5965 руб. x 5,1% x 12 мес.).
В свою очередь порядок расчетов ИП по пенсионным взносам зависит от величины его доходов, полученных за расчетный период. В случае если таковые не превышают 300 тыс. руб., то согласно п. 1 ч. 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ фиксированный платеж рассчитывается как произведение МРОТ и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз. Поскольку МРОТ на 2015 г. составляет 5965 руб. в месяц, то фиксированный платеж в ПФР равен 18 610,80 руб. (5965 руб. x 26% x 12). Но это, так сказать, пенсионный минимум. Если же доходы ИП превысят 300 тыс. руб., то помимо этого минимума в бюджет ПФР придется дополнительно доплатить 1 процент от суммы превышения.
Отметим также, что для пенсионных платежей ИП установлена "верхняя" планка - их максимальный размер равен произведению восьмикратного МРОТ и тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенного в 12 раз. Таким образом, в 2015 г. этот максимум равен 148 886,4 руб. (5965 руб. x 8 x 26% x 12).

Понятие "фиксированный размер"

Таким образом, в том случае, когда доход индивидуального предпринимателя за расчетный период превышает 300 тыс. руб., его платежи во внебюджетные фонды состоят из двух частей: помимо обязательной части (и одинаковой для всех ИП, проработавших полный календарный год), еще и "довесок" в виде 1 процента от суммы дохода, превышающего указанный порог в 300 тыс. руб.
В то же время в соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч. 1.1 и 1.2 данной статьи. То есть законодательство о страховых взносах определяет взносы ИП за себя как взносы в фиксированных размерах.
Собственно говоря, те же представители Минфина не так давно говорили о том, что исходя из ч. 1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ под фиксированным размером страховых взносов понимается вся сумма, подлежащая уплате индивидуальными предпринимателями за расчетный период с учетом его дохода. То есть фиксированными являются в том числе и взносы, уплачиваемые в размере 1 процента от суммы дохода индивидуального предпринимателя, превышающей 300 тыс. руб. (см., напр., Письма Минфина России от 1 сентября 2014 г. N 03-11-09/43709, от 24 октября 2014 г. N 03-11-11/53927, Письмо ФНС России от 12 сентября 2014 г. N ГД-4-3/18435@ и т.д.).
Аналогичную точку зрения представители Минфина России изложили и в Письме от 29 декабря 2014 г. N 03-11-09/68180. При этом данное разъяснение финансистов Письмом ФНС России от 16 января 2015 г. N ГД-4-3/330@ направлено в территориальные налоговые органы как руководство к действию. Отметим, что данное Письмо ФНС было размещено и на официальном сайте ФНС в разделе "Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами". Правда, сейчас этот раздел именуется иначе - "Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов".
В данном случае интерес представляет аргументация чиновников. Они указали, что ст. 14 и иными положениями Закона N 212-ФЗ не предусмотрено, что сумма страховых взносов, исчисленная как 1 процент от суммы дохода, превышающего 300 тыс. руб. за расчетный период, является переменной величиной в связи с тем, что зависит от суммы дохода плательщика страховых взносов и, как следствие, не считается фиксированным размером страхового взноса. Кроме того, ст. 2 Закона 212-ФЗ, которой установлены определения, используемые в данном Законе, не предусмотрены такие понятия, как "постоянная величина" или "переменная величина". Ну и, наконец, согласно п. 7 ст. 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Налоговый "инструментарий"

В свою очередь Налоговый кодекс позволяет индивидуальным предпринимателям в зависимости от выбранного ими режима налогообложения и определенных условий ведения бизнеса учесть уплаченные за себя взносы при определении размера своих налоговых обязательств. Причем в некоторых случаях налоговую нагрузку можно и вовсе свести к нулю.
Так, ИП на УСН с объектом налогообложения "доходы", не производящие выплат и иных вознаграждений физлицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере (п. 3.1 ст. 346.21 НК). В аналогичном порядке и индивидуальные предприниматели, применяющие "вмененку" и также работающие в одиночку (без привлечения наемных работников), уменьшают сумму "вмененного" налога, исчисленную за налоговый период, на уплаченные за себя взносы опять же в фиксированном размере. Причем и в первом и во втором случае уменьшение "упрощенного" и "вмененного" налога производится без применения 50-процентного ограничения.
В данном случае важно, что уменьшение налога ("упрощенного" или "вмененного") в рассматриваемых ситуациях производится на сумму страховых взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством РФ. Ну а поскольку Законом N 212-ФЗ порядок уплаты названных взносов не закреплен - ч. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ определены лишь крайние сроки для их уплаты, а именно: 31 декабря текущего года - для обычных взносов, и 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом, - для "сверхдоходных" взносов за себя - у налогоплательщиков появляется инструмент для налогового планирования. Они могут уплачивать фиксированные платежи единовременно за текущий календарный год в полном объеме либо частями в течение года - с тем чтобы по максимуму учесть при расчете налога сумму фиксированных платежей. Причем даже "довесок" в виде одного процента с суммы дохода, превышающего 300 тыс. руб. за расчетный период, в этих целях можно уплачивать досрочно с момента, как только такой излишек появится.
Собственно говоря, в аналогичном порядке могут маневрировать и ИП-"упрощенцы", выбравшие в качестве объекта налогообложения "доходы", и в случае если они производят выплаты в пользу физлиц. Просто при этом они должны учитывать, что уменьшение "упрощенного" налога ограничено - вычесть (имеются в виду взносы за себя, взносы с выплат в пользу физлиц, больничные пособия и т.д.) можно не более 50 процентов от исчисленной суммы налога.

Проблемный "довесок"

На самом деле это важно еще и потому, что порядок уменьшения "упрощенного" и "вмененного" налога зависит не только от факта уплаты страховых взносов за себя, но и от того, производит ли ИП выплаты в пользу физлиц. И если, как мы уже сказали, в рамках "доходной" УСН появляется дополнительное ограничение на размер такого уменьшения (см. также Письмо Минфина России от 27 января 2014 г. N 03-11-11/2826), то прием на работу сотрудника ИП-"вмененщиком" вообще лишает его права на учет при расчете налога уплаченных за себя взносов (п. п. 2, 2.1 ст. 346.32 НК).
Проблема возникает с учетом "сверхдоходных" взносов, уплаченных ИП за себя. Дело в том, что этот "довесок" может быть уплачен вплоть до 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В то же время с начала года ИП может сменить режим налогообложения, принять на работу сотрудника и т.д. и т.п. И с учетом таких "сверхдоходных" взносов, уплаченных за минувший год, возникает множество вопросов.
В связи с этим Федеральная налоговая служба Письмом от 27 июля 2015 г. N ЕД-4-3/13088@ обратилась в Минфин с просьбой разъяснить один момент. Представители ФНС хотели согласовать с финансистами свою позицию, заключающуюся в том, что налогоплательщики, уплатившие сумму страховых взносов, исчисленную как 1 процент от суммы дохода, превысившего по итогам 2014 г. 300 тыс. руб., например, в мае 2015 г. вправе уменьшить сумму исчисленного за второй квартал 2015 г. ЕНВД или авансовых платежей по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2015 г., на уплаченную во втором квартале 2015 г. "сверхдоходную" сумму взносов по итогам 2014 г.

Неожиданный поворот

Нюанс здесь в том, что в рассматриваемой ситуации взносы за себя ИП уплатил с опозданием. И о возможности учета таких "припозднившихся" взносов свою позицию представители Минфина еще не озвучивали. Вопрос в том, наказуемо ли такое опоздание с точки зрения налогового законодательства? Ведь получается, что взносы за себя коммерсант уплатил с нарушением законодательства о страховых взносах...
Однако ответ представителей Минфина оказался более чем неожиданным. Минфин России в Письме от 6 октября 2015 г. N 03-11-09/57011 заявил, что фиксированным размером признается размер страховых взносов, определяемый в качестве постоянной величины по формуле как произведение МРОТ на количество месяцев в году и соответствующих тарифов страховых взносов в ПФР и ФФОМС. При этом сумма страховых взносов, исчисленная как 1,0 процента от суммы дохода, превышающего 300 тыс. руб. за расчетный период, не может считаться фиксированным размером страхового взноса, поскольку является... переменной величиной и зависит от суммы дохода плательщика страховых взносов. И на этом основании представители Минфина сделали вывод, что "сверхдоходные" взносы, уплаченные ИП за себя, вообще нельзя учесть при расчете ни "упрощенного", ни "вмененного" налога вне зависимости от того, производит коммерсант выплаты в пользу физлиц или нет.

В ожидании "чуда"

Если принять во внимание тот факт, что Письмо Минфина России от 6 октября 2015 г. N 03-11-09/57011 - это ответ на запрос Федеральной налоговой службы, то, пожалуй, есть все основания предполагать, что если не сегодня завтра, то в недалекой перспективе налоговики на местах начнут кампанию по доначислению налогов, пеней и даже штрафных санкций индивидуальным предпринимателям, которые учли при расчете налога на УСН или ЕНВД "сверхдоходные" взносы, уплаченные за себя. И к такому повороту событий следует подготовиться заранее.
Во-первых, в данном случае ни пеней, ни штрафных санкций доначислено быть не должно. Ведь согласно п. 8 ст. 75 Кодекса не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции. А в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 111 Кодекса обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, является в том числе выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) указанных разъяснений. Представляется, что позицию, которая была озвучена в Письме Минфина России от 29 декабря 2014 г. N 03-11-09/68180, доведенном до сведения налоговых органов Письмом от 16 января 2015 г. N ГД-4-3/330@, следует рассматривать как разъяснение, данное Минфином в рамках своих полномочий и адресованное неопределенному кругу лиц. Соответственно, индивидуальные предприниматели, которые им следовали и учитывали при расчете своих налоговых обязательств "сверхдоходные" взносы, уплаченные за себя, в любом случае наказаны быть не могут.
Во-вторых, думается, что новая позиция Минфина достаточно спорна. Ведь, как мы выяснили, в Законе N 212-ФЗ под фиксированным размером страховых взносов понимается вся сумма, подлежащая уплате ИП за себя с учетом его дохода. То есть фиксированными считаются и страховые взносы, уплачиваемые в размере 1 процента от суммы дохода индивидуального предпринимателя, превышающей 300 тыс. руб. А утверждение о том, что "довесок" не может быть признан фиксированным только потому, что его размер зависит от величины "сверхдохода" ИП, не выдерживает никакой критики. Ведь в целях его расчета предприниматели используют единую формулу, и для каждого из них этот платеж является фиксированным. Плюс ко всему если следовать логике финансистов, то и минимальный платеж, который уплачивают все ИП вне зависимости от полученного ими дохода, также можно назвать плавающим, поскольку его величина может разниться в зависимости от того, полный расчетный период отработал ИП или нет.

Г.Ермакова
Подписано в печать
26.10.2015


Комментариев нет:

Отправить комментарий