"Транспортные
услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 6
Как
известно, отнесение юридического лица (индивидуального предпринимателя) к
категории субъекта малого предпринимательства дает ему дополнительные
возможности. К примеру, организация - представитель малого бизнеса может вести
бухгалтерский учет упрощенным образом, не устанавливать лимит остатка наличных
денег, на льготных условиях участвовать в приватизации государственного или
муниципального имущества либо стать участником закупки товаров (работ, услуг)
для государственных или муниципальных нужд. От чего зависит получение и
сохранение статуса субъекта малого предпринимательства (с учетом произошедших в
последнее время изменений)?
Обновленные
критерии
Понятия
субъектов малого и среднего предпринимательства определяет Федеральный закон от
24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации". Итак, указанными субъектами признаются
хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели),
отнесенные в соответствии с условиями (критериями), установленными ст. 4
указанного Закона, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и
средним предприятиям. Если быть более точными, субъектами малого и среднего
предпринимательства могут быть признаны:
-
внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за
исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);
-
физические лица, внесенные в ЕГРИП и осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица;
-
крестьянские (фермерские) хозяйства.
Критерии
таковы (скорректированы Федеральным законом
от 29.06.2015 N 156-ФЗ, вступившим в силу в данной части с 30.06.2015):
Критерий
|
Предельное
значение
|
|||
Средние
предприятия
|
Малые
предприятия
|
Микропредприятия
|
||
Суммарная доля участия в
уставном (складочном) капитале юридического лица других лиц, а именно:
|
|
|||
- Российской Федерации,
субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных
организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (ранее сюда же
входили иностранные юридические лица);
|
25%
|
|||
- иностранных юридических
лиц;
|
49% (с 30.06.2015)
|
|||
- юридических лиц, не
являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства
|
49% (до 30.06.2015 - 25%)
|
|||
Средняя численность
работников за предшествующий календарный год
|
От 101 до 250 человек
включительно
|
До 100 человек
включительно
|
До 15 человек
|
|
Выручка, полученная от
реализации товаров (работ, услуг), без учета НДС за предшествующий
календарный год <*>
|
2 млрд руб. (до 25.07.2015
- 1 млрд руб.)
|
800 млн руб. (до
25.07.2015 - 400 млн руб.)
|
120 млн руб. (до
25.07.2015 - 60 млн руб.)
|
|
--------------------------------
<*> Предельные значения по данному показателю устанавливает
Правительство РФ. Предельные значения выручки определены Постановлением
Правительства РФ от 13.07.2015 N 702, действующим с 25.07.2015. До этой даты
(начиная с 15.02.2013) использовались значения, установленные Постановлением
Правительства РФ от 09.02.2013 N 101.
Таким
образом, транспортная организация (индивидуальный предприниматель) признается
субъектом малого предпринимательства в том случае, если в предшествующем
календарном году средняя численность ее работников не превышала 100 человек, а
выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг), без учета НДС - 800
млн руб. При этом доля участия других лиц (за исключением физических лиц и
российских юридических лиц - субъектов малого или среднего предпринимательства)
в уставном капитале организации не должна превышать определенной величины. Если
доля участия соответствующих лиц превышает предельное значение, ни о каком
статусе субъекта малого предпринимательства речи быть не может.
А вот что
касается средней численности работников и выручки, то после получения статуса
"малыша" предельные значения данных показателей вполне могут быть
нарушены. Главное - чтобы это не происходило на протяжении трех календарных лет
подряд (ранее - 30.06.2015 - двух лет).
Разбираемся на
конкретных примерах
Теперь
выясним, каким образом следует определять статус хозяйствующего субъекта с
учетом произошедших изменений.
Итак, для
того чтобы в 2015 г. транспортная организация признавалась субъектом малого
предпринимательства (допустим, малым предприятием), средняя численность ее
работников за 2014 г. не должна превышать 100 человек, а выручка, полученная в
результате реализации в 2014 г. товаров (работ, услуг), - 800 млн руб. При этом
организация в 2015 г. обязана соответствовать требованиям по структуре
уставного (складочного) капитала.
Предположим,
в 2014 г. предельные значения по выручке или численности не выдержаны, чего не
скажешь про 2013 г. (в 2013 г. выручка не превышала 400 млн руб., а средняя
численность работников - 100 человек, а в 2014 г. данные значения (или одно из
них) превышены). Это означает, что у организации был статус субъекта малого
предпринимательства в 2014 г. и он не утрачивается в 2015 г.
Рассмотрим
другую ситуацию. Показатели по выручке и численности были нарушены и в 2014 г.,
и в 2013 г., а в 2012 г. не превышали предельных значений. На основании
положения Федерального закона N
209-ФЗ (в редакции, действовавшей до 30.06.2015) такая ситуация означала, что
организация в 2015 г. утратила статус "малыша". Однако благодаря
вступившим в силу с указанной даты поправкам в отношении периодичности
изменения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства за
организацией сохраняется статус субъекта малого предпринимательства, несмотря
на превышение предельных значений по итогам 2014 г.
Именно
такой подход продемонстрирован Минэкономразвития в Письме
от 10.09.2015 N Д05и-1163. При этом чиновники подчеркнули: в связи с
отсутствием у Минэкономразвития полномочий по осуществлению официального
толкования нормативных правовых актов указанное разъяснение не является
обязательным для правоприменителя.
Смоделируем
еще одну ситуацию. В связи с измененными Правительством РФ предельными
значениями выручки транспортная организация только с 25.07.2015 стала отвечать
критериям для признания ее субъектом малого предпринимательства. А согласно п. 2
Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У субъектам малого
предпринимательства и индивидуальным предпринимателям предоставлено право не
устанавливать лимит остатка наличных денег. В связи с этим транспортная
организация с 25.07.2015 может отменить лимит остатка наличных денег в кассе.
Если лимит не будет отменен, организация должна его продолжать соблюдать.
О
возможности отмены лимита в обозначенной ситуации спросили Банк России. Однако
его ответ всего лишь содержит указание на то, что для субъектов малого
предпринимательства, каковыми признаются юридические лица, отнесенные в
соответствии с условиями, определенными Федеральным законом
N 209-ФЗ, к малым предприятиям, предусмотрена возможность не устанавливать лимит
остатка наличных денег (см. Письмо
от 03.09.2015 N 29-1-1-6/6103).
* * *
Организация
приобретает статус субъекта малого предпринимательства, если доля участия в его
уставном капитале других соответствующих лиц не превышает определенной
величины, средняя численность ее работников за предшествующий календарный год
не превышает 100 человек, а выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг),
- 800 млн руб. (до 25.07.2015 данное значение составляло 400 млн руб.). При
этом приобретенный статус субъекта малого бизнеса будет утрачен в том случае,
если предельные значения по численности и выручке будут превышены в течение
трех календарных лет, следующих один за другим (а не двух лет подряд, как
раньше).
С.М.Линейкина
Эксперт журнала
"Транспортные
услуги:
бухгалтерский учет
и
налогообложение"
Подписано в печать
21.10.2015
Комментариев нет:
Отправить комментарий