суббота, 29 ноября 2014 г.

Налог на имущество физических лиц в 2015 году



"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2014, N 40

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗЛИЦ - 2015

Почти 10 лет велись дискуссии, посвященные изменению порядка налогообложения имущества физлиц. Налоги, дескать, "по крохам" собираются. Да и у этих самых физлиц слишком много законных способов сократить размер налоговых отчислений, и они, что, собственно говоря, неудивительно, ими активно пользуются. Дабы в этой части налогообложение отвечало принципу справедливости, была идея ввести триединый налог на недвижимость. По тем или иным причинам от нее до поры до времени законодатели отказались. Однако Закон от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ кардинально меняет порядок определения базы по налогу на имущество физлиц. При этом нововведения вступают в силу уже с 1 января 2015 г. Посмотрим, насколько благодаря стараниям народных избранников физлицам придется затянуть пояса...

Законопроект о введении налога на недвижимость поступил на рассмотрение в Госдуму еще в конце 2004 г. Предполагалось, что этот налог заменит существующие ныне налог на имущество физлиц и земельный налог. В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что установление налога на недвижимость жилого назначения и гаражи, поступающего в местные бюджеты, обеспечит возможность финансирования развития инфраструктуры и подготовки земельных участков под застройку с участием налогообложения уже построенного жилья. И эти поступления не только сформируют бюджетную основу для вложений в развитие коммунальной инфраструктуры земель поселений под жилую застройку, что является необходимым условием для существенного увеличения масштабов жилищного строительства, но и позволит муниципалитетам использовать регулирующую функцию этого налога для развития территории. При этом будет обеспечено более справедливое распределение налогового бремени в сторону собственников нового, комфортного и, следовательно, более дорогого жилья. Жители ветхого, малоценного и массового жилья должны быть защищены от повышения налогового бремени благодаря установлению налогового вычета из налоговой базы. А благодаря выравниванию условий налогообложения для юридических и физических лиц, авторы законопроекта рассчитывали на легализацию коммерческой аренды и найма жилья как направления бизнеса.
По тем или иным причинам после десятилетнего обсуждения введения нового налога на недвижимость от принципиальных его "вводных" было решено отказаться. В сентябре 2014 г. депутаты Госдумы, можно сказать, в спешном порядке, дабы нововведение вступило в силу уже с 2015 г., приняли соответствующий законопроект во втором и третьем чтении. А уже 4 октября 2014 г. Закон N 284-ФЗ был подписан Президентом страны Владимиром Путиным. Таким образом, с 1 января 2015 г. Закон от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 утрачивает силу, зато вводится в действие новая глава Налогового кодекса, которая так и будет называться: "Налог на имущество физических лиц". Остановимся на основных нововведениях поподробнее.

Объект налогообложения

Налог на имущество физлиц относится к местным налогам. Он устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается Кодексом и законами указанных субъектов РФ.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
К объектам налогообложения отнесены:
- жилой дом;
- жилое помещение (квартира, комната);
- гараж, машино-место;
- единый недвижимый комплекс;
- объект незавершенного строительства;
- иные здание, строение, сооружение, помещение.
При этом жилые строения, расположенные на участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, ИЖС, в целях налогообложения относятся к жилым домам.
Как видим, количество объектов налогообложения несколько увеличилось.

Налоговая база

А теперь что касается налоговой базы. В данной части произошли более глобальные изменения. В Законе N 284-ФЗ реализована идея чиновников перейти на уплату налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости объектов. Однако пока этот переход не будет повсеместным. Согласно п. 2 ст. 402 Кодекса (в ред. Закона N 284-ФЗ) если местные власти не успеют принять соответствующий нормативный акт (а это возможно только после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества), то налог на имущество будет уплачиваться исходя из инвентаризационной стоимости объектов. Времени на раскачку у чиновников не так много - до 1 января 2020 г. все регионы должны будут перейти на взимание налога с кадастровой стоимости.
Надо сказать, что в вопросе определения "кадастровой" базы законодатели попытались разрешить все основные проблемы, с которыми могут столкнуться налогоплательщики. Так, ст. 403 Кодекса (в ред. Закона N 284-ФЗ) определено, что в общем случае база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Если объект образован (построен) посреди года, то база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки объекта на кадастровый учет.
Кроме того, устанавливается, что изменение кадастровой стоимости объекта имущества в течение года не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из данного правила есть два исключения. Во-первых, речь идет об изменении кадастровой стоимости объекта в связи с допущенной при его оценке технической ошибкой. При таком раскладе база подлежит пересчету начиная с того налогового периода, в котором она была допущена.
Во-вторых, кадастровая стоимость может быть изменена по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда. В таких ситуациях новый размер применяется, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в госкадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Налоговые вычеты

Очевидно, что кадастровая и инвентаризационная стоимость значительно различаются. Кадастровая все же значительно ближе к рыночной. Соответственно, и налоговое бремя на налогоплательщиков от такого перехода только увеличится. В связи с этим законодатели предусмотрели ряд мер, которые должны снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков.
В первую очередь это так называемые налоговые вычеты, а проще говоря, не облагаемые налогом метры.
Так, в отношении квартиры налоговая база определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров ее общей площади. Если объектом налогообложения является комната, то минусуются 10 "квадратов". Налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого дома. А в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), база определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на один миллион рублей. При этом местные власти вправе увеличивать размеры названных вычетов.

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Правда, в этой части местные чиновники несколько ограничены. В первую очередь они должны руководствоваться ставками, прописанными непосредственно в Налоговом кодексе. А они таковы:
- 0,1 процента - в отношении жилых домов и помещений, "незавершенки", единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), гаражей и машино-мест, хозстроений площадью менее 50 "квадратов", расположенных на садовых и т.п. участках, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
- 2 процента - в отношении объектов стоимостью свыше 300 млн руб.;
- 0,5 процента - в отношении прочих объектов налогообложения.
Указанные налоговые ставки местные чиновники могут обнулить или увеличить, но не более чем в три раза. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от кадастровой стоимости объекта, его вида и места нахождения.

Налоговые льготы

В общем и целом Закон N 284-ФЗ сохранил все ныне действующие налоговые льготы. Однако без "но" здесь все же не обошлось.
Во-первых, выделены категории объектов, к которым налоговые льготы не применяются. К таковым отнесены:
- объекты, используемые в предпринимательской деятельности;
- объекты, стоимость которых превышает 300 млн руб.
Во-вторых, устанавливается, что льготой можно воспользоваться только в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, то есть в отношении одной квартиры, одного жилого дома, одного гаража и т.п.
Для того чтобы воспользоваться льготой, необходимо в налоговый орган по своему выбору представить соответствующее заявление. Сделать это необходимо до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом. После указанной даты уточнять ничего уже нельзя. Если уведомление о выбранном объекте налогообложения не будет представлено, то налоговый орган самостоятельно предоставит льготу в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.
Как и сейчас, налог нужно будет уплачивать на основании налогового уведомления. Однако крайний срок "сдвинут" на месяц - рассчитаться с бюджетом необходимо будет до 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (сейчас - до 1 ноября).
В завершение еще раз отметим, что новый порядок может быть введен уже с 1 января 2015 г., если субъект РФ утвердит результаты кадастровой оценки объектов и до 20 ноября 2014 г. установит в качестве единой даты начала применения новых правил определения налоговой базы 1 января 2015 г.

Н.Яковенко
Подписано в печать
27.10.2014




Комментариев нет:

Отправить комментарий