вторник, 2 июня 2015 г.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду





"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 4


Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие любые виды деятельности, связанные с природопользованием, обязаны вносить плату за загрязнение окружающей среды и представлять отчетность в контролирующие эту сферу органы. Форма ежеквартальной отчетности по экологическим платежам - расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Прокомментируем основные положения порядка его заполнения и представления.

В составе природоохранного законодательства в нашей стране действуют два основных Закона: Федеральные законы от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Эти документы устанавливают платное использование природных ресурсов и необходимость отчетности перед уполномоченным органом в области природопользования. Отчетность в виде расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - расчет) утверждена Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204. Форма эта ежеквартальная, должна представляться организациями, осуществляющими любые виды деятельности, относящиеся к той или иной форме природопользования.

К сведению. В настоящее время в нормативных документах перечислены следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы в водные объекты, размещение отходов. Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 <1> предусматривает два вида платы за перечисленные воздействия: в пределах нормативов и в пределах установленных лимитов.
--------------------------------
<1> "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

Форма расчета включает в себя титульный лист, страницу расчета суммы платежа, листы для расчета отдельных видов платы в зависимости от источников негативного воздействия. Плательщики заполняют только те листы, которые необходимы. Плата состоит из нормативной суммы и поправочных коэффициентов. Плата зависит от класса опасности образующихся в организации отходов, который устанавливается на основании паспортизации. Согласно Письму Росприроднадзора от 03.09.2014 N ВК-03-04-36/13543 "О направлении разъяснений" паспорт должен быть составлен на отходы I - IV класса опасности (например, люминесцентные лампы относятся к I классу, а мусор бытовой несортированный, образующийся в любом офисе, - к IV классу). Копия паспорта должна быть передана в территориальный орган Росприроднадзора с копиями подтверждающих документов на бумажном носителе с описью передаваемых документов. Сам расчет можно представить на бумажном носителе в случае, если сумма платежа по расчету не более 5000 руб. В те же сроки, что и представление отчета, нужно уплатить платежи в бюджет. Не следует забывать, что организация, имеющая обособленные подразделения, по каждому субъекту РФ должна составить отдельную форму. По территориям внутри одного субъекта составляется единый расчет.

Обратите внимание! Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за I квартал 2015 г. нужно подать в срок до 20 апреля. Платеж тоже должен быть сделан не позднее названной даты.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду для целей бухгалтерского учета - это расходы по обычным видам деятельности, к налогам и сборам данные суммы не относятся. Такие расходы включаются в состав расходов при УСНО в пределах лимитов.
Надо признать, что регистрация в качестве плательщика экологических платежей - достаточно трудоемкий процесс. Требуется подтвердить класс образующихся в процессе хозяйственной деятельности отходов, утвердить паспорт отходов, разработать лимиты на размещение. Только для предприятий малого и среднего бизнеса предусмотрены некоторые отступления от общей процедуры. Порядок представления и контроля отчетности для малых предприятий утвержден Приказом Минприроды России от 16.02.2010 N 30. В нем перечислен состав сведений, которые должны содержаться в особой ежегодной форме отчетности, которая представляется в уведомительном порядке. Форма размещена на сайте Росприроднадзора в свободном доступе.
Отдельной темой для дискуссий в рамках разговора о расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду на протяжении нескольких лет остается тема организаций, не имеющих никаких загрязняющих субстанций, кроме офисного мусора, который вывозится специализированной компанией на основании договора. Действующее законодательство не делает исключений для таких организаций; офисный мусор имеет IV класс опасности и подлежит включению в отчетность, соответственно, сумма платежа должна быть перечислена в бюджет. Однако в случае рассмотрения споров по этому поводу в арбитражных судах часто поддержку получают именно организации, а не органы Росприроднадзора. После появления Постановления Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 1752/11 суды стали ориентироваться на толкование понятий экологического законодательства, приведенного в нем. В указанном Постановлении ВАС разъяснил, что у заявителя в результате эксплуатации им помещений образуется бытовой мусор, что нельзя признать размещением отходов в смысле, придаваемом данной деятельности нормами Федерального закона N 89-ФЗ. Поэтому суд признал незаконным применение санкций со стороны территориального органа Росприроднадзора за неуплату заявителем экологических платежей. В обозначенном Постановлении есть важное положение, рекомендующее направлять дела по схожим обстоятельствам на пересмотр, если решение по ним не соответствует толкованию сути вопроса ВАС. Тем самым создан прецедент, позволяющий офисным компаниям отстаивать свою позицию в судах с большой уверенностью в успехе.
Но скоро вступят в силу поправки в природоохранное законодательство, внесенные Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ, и причины для судебных споров по этому вопросу исчезнут. Все объекты будут делиться на четыре категории по степени негативного воздействия на окружающую среду. Офисные здания будут отнесены к четвертой категории, для которой не потребуется установления нормативов, представления деклараций и отчетности. Положения о новой системе нормирования в природоохранной области вступят в силу с 01.01.2019 после разработки Правительством РФ критериев отнесения объектов к одной из названных четырех групп.
Среди важных для организаций новшеств - изменение с 2016 г. перечня видов вредного воздействия: он сократился до трех позиций, выбросов в атмосферный воздух от передвижных источников, то есть загрязнения воздуха автомобильными выхлопами, в новом списке нет. Таким образом, плата за этот вид воздействия с 2016 г. взиматься не будет.
В заключение обсуждения составления расчета по экологическим платежам напомним меры ответственности за непредставление отчетности и уклонение от внесения платы. За непредставление отчетности организация может быть наказана согласно ст. 8.5 КоАП РФ как за сокрытие информации о состоянии окружающей среды. Данное нарушение влечет за собой штраф для юридических лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб. Несвоевременное внесение платы штрафуется по ст. 8.41 КоАП РФ на сумму от 50 000 до 100 000 руб. За нарушения правил обращения с отходами, касающихся паспортизации и разработки лимитов, ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрено административное приостановление деятельности.

Е.И.Горбачева
Эксперт журнала
"Аптека: бухгалтерский учет
и налогообложение"
Подписано в печать
07.04.2015


Комментариев нет:

Отправить комментарий