суббота, 16 августа 2014 г.

Ближайшее налоговое будущее



"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 4


Не секрет, что все поправки налогового законодательства имеют свою предысторию, с которой можно ознакомиться задолго до их разработки, утверждения и вступления в силу. В частности, то, что нас ждет в налоговой политике в ближайшем будущем, сказано в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 - 2017 годов. Документ размещен на сайте финансового ведомства и в скором времени будет одобрен Правительством РФ, поэтому уже сейчас можно говорить о предстоящих переменах налогового законодательства. Что же ждет налогоплательщиков в недалеком завтра?

Что предлагается на ближайшую перспективу?

В период с 2015 по 2017 гг. приоритетным направлением для Минфина станет дальнейшее повышение эффективности налоговой системы. При этом Правительство РФ не планирует повышения налоговой нагрузки на экономику в среднесрочной перспективе путем повышения ставок основных налогов. Эта политика будет продолжена и по завершении планового периода - в 2018 г.
Основными целями налоговой политики являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение нужного объема бюджетных доходов, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны на мировой арене. При этом любые нововведения, даже направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов, не должны приводить к нарушению конституционных прав граждан, ухудшать сложившийся к настоящему времени баланс прав налогоплательщиков и налоговых органов, негативно влиять на конкурентоспособность российской налоговой системы.
Основными целями продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности. Авторы налоговой политики предлагают в рамках налогового стимулирования создание особых условий ведения предпринимательской деятельности на территориях с опережающим социально-экономическим развитием. Плюс к этому стимулирование малого предпринимательства. Отдельное внимание будет уделено борьбе с уклонением от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций. Также законодатель продолжит работу над улучшением инвестиционного климата в РФ.
Разработчики налоговой политики на 2015 - 2017 гг. планируют внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
- стимулирование малого бизнеса;
- изменения в налогообложении недвижимого имущества физлиц;
- поправки в расчете налога с доходов физлиц, полученных от продажи имущества;
- индексация ставок акцизов;
- внесение уточнений в порядок расчета налога на добычу природных ресурсов;
- совершенствование обложения консолидированных групп налогоплательщиков;
- налоговые аспекты создания Евразийского экономического союза;
- налогообложение Республики Крым и г. Севастополя;
- устойчивость бюджетов и сбалансированность в налоговых льготах.
Безусловно, не все перемены касаются деятельности перевозчиков и экспедиторов, поэтому выделим только то, что может быть интересно читателю.

Стимулирование малого бизнеса

Малому бизнесу уделяется внимание практически в каждой налоговой политике государства. Среди поправок, которые будут внесены в ближайшем будущем, следует выделить предоставление регионам права устанавливать для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, "налоговые каникулы" в виде налоговой ставки в размере 0% (в 2015 - 2018 гг.). При этом субъектам РФ смогут определить ограничения на "налоговые каникулы" в виде предельного размера доходов предпринимателей, количества наемных работников и иных показателей, превышение которых является основанием для лишения права применения нулевой налоговой ставки.
В перечень налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, возможно, будут включены самозанятые граждане - физические лица, не имеющие наемных работников, получившие патент на один из видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения. Такие самозанятые граждане будут ставиться на учет в налоговом органе в качестве плательщиков патентной системы налогообложения и в качестве предпринимателей на основании заявления на получение патента и сниматься с учета в качестве налогоплательщиков и предпринимателей по истечении срока патента.

Недвижимое имущество

В 2014 г. в отношении отдельных объектов недвижимого имущества (административно-деловых и торговых центров) введено так называемое кадастровое налогообложение для юридических лиц. Законодатель решил не останавливаться на достигнутом и начиная с 1 января 2015 г. запланировал новые принципы налогообложения недвижимого имущества физических лиц. В частности, Налоговый кодекс будет дополнен новой главой - "Налог на недвижимое имущество физических лиц". При этом налоговой базой по этому новому местному налогу будет признаваться кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества (земельные участки и объекты капитального строительства). Налогообложению будут подлежать здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства, единые недвижимые комплексы. В отношении административно-деловых и торговых центров физические лица будут платить по ставкам, которые установлены для обложения недвижимости юридических лиц.
Для категорий граждан, в настоящее время имеющих право на налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц, указанные льготы будут сохранены на федеральном уровне. Но освобождение от налогообложения планируется предоставить только на один из объектов капитального строительства каждой из трех категорий (жилое помещение, жилой дом на садовом или дачном земельном участке, нежилое помещение) (по выбору налогоплательщика). Налог, по сути, будет местным, поэтому органы местного самоуправления получат право устанавливать любые льготы в отношении любых категорий граждан и любого количества объектов недвижимого имущества. Налоговые ставки будут также вводиться органами местного самоуправления в пределах определенных НК РФ значений.
В целях недопущения резкого роста налоговой нагрузки налогоплательщиков после введения налога на недвижимое имущество физлиц будут предусмотрены в Налоговом кодексе специальные переходные положения для случаев, когда после перехода на исчисление налога на основании кадастровой стоимости исчисленная сумма налога для налогоплательщика повышается по сравнению с суммой налога, которая была исчислена для этого же объекта на основании его инвентаризационной стоимости. Предполагается распределить такое повышение налога на 4 - 5 лет. Чтобы не возникло соблазна минимизировать налогообложение имущества физических лиц по кадастровой стоимости, расчет налога с жилой недвижимости, находящейся в собственности организаций, также будет производиться исходя из кадастровой стоимости имущества.

Об имущественных налогах

В продолжение темы затронем вопрос, также имеющий отношение к налоговому будущему. Речь идет об имущественных налогах. Граждане, не получающие налоговые уведомления и не уплачивающие налоги по имеющимся у них объектам недвижимого имущества и транспортным средствам, начиная с 1 января 2015 г. обязаны представить в налоговые органы сведения о таком имуществе. Сделать это нужно один раз. Данное правило закреплено Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ. В случае если физическое лицо получало налоговое уведомление или не получало его в связи с предоставлением налоговой льготы в отношении имеющихся у него объектов недвижимого имущества или транспортных средств, сведения о таких объектах в налоговый орган не представляются.
Важно подчеркнуть, что функции по расчету суммы имущественных налогов и направлению налоговых уведомлений, как и прежде, сохраняются за налоговыми органами.
Введение упомянутой выше нормы для большинства налогоплательщиков (получающих налоговые уведомления) принципиально ничего не изменит, но при этом позволит вовлечь в налоговый оборот объекты недвижимого имущества и транспортные средства, имущественные налоги по которым не уплачиваются.
Кроме того, до 1 января 2017 г. предусмотрен переходный период, позволяющий гражданам, заявившим о наличии объектов налогообложения, в отношении которых имущественный налог не уплачивался, начать уплачивать налог с того налогового периода (года), в котором гражданином заявлено о наличии объекта. После окончания переходного периода в случае получения сведений об объектах налогообложения из внешних источников исчисление налогов в отношении этих объектов будет производиться за три предыдущих года, а также будет взиматься штраф за непредставление соответствующих сведений в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
Данная мера призвана привлечь максимальное количество граждан, владеющих имуществом и не уплачивающих налоги, самостоятельно заявить в налоговые органы об имеющемся имуществе именно в переходный период. Обратиться в налоговые органы можно лично или через уполномоченного представителя, а также используя почту и электронные сервисы. В настоящее время ФНС ведется разработка формы, по которой граждане будут представлять сведения и иные документы.

Доходы от продажи имущества

Действующий режим налогообложения таких операций обладает рядом недостатков. НДФЛ не облагаются доходы физических лиц, полученные от продажи любого имущества (включая коммерческую недвижимость и иную нежилую недвижимость), если срок владения имуществом превышает три года, в любом объеме. Вместе с тем доходы физлиц, полученные от продажи ценных бумаг, находившихся в собственности более трех лет, освобождаются от налогообложения в размере не более 3 млн руб. за каждый год владения.
Таким образом, действующий порядок приводит к освобождению крупных доходов, тем самым повышается регрессивность налогообложения, а также создаются неравные налоговые условия для инвестиций физических лиц в ценные бумаги и иное имущество.
Помимо жилой недвижимости, освобождению подлежат доходы, полученные от продажи нежилого имущества, а также коммерческой недвижимости, если ее собственник не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и не осуществляет с использованием этого имущества никакой предпринимательской деятельности. При смене места жительства (продаже старой квартиры и покупке новой), даже при наличии только одного жилья, если оно находилось в собственности менее трех лет, физическое лицо вынуждено уплатить налог либо манипулировать с ценами, чтобы избежать уплаты налога.
В рамках реализации налоговой политики на среднесрочную перспективу предлагается иной подход к освобождению доходов граждан, полученных от продажи имущества.
Во-первых, полное освобождение доходов, полученных от продажи жилой недвижимости (квартиры, комнаты, дома и т.д.), вне зависимости от сроков владения в случае, если эта недвижимость является единственным жилым помещением, находящимся в собственности налогоплательщика. При этом в случае продажи дома, являющегося единственным жилым помещением у налогоплательщика, предлагается распространить освобождение от налогообложения и на доходы, полученные от продажи участка, на котором расположен дом.
Во-вторых, если гражданин продает не единственное жилое помещение, то доходы, полученные от его продажи, будут освобождаться с определенными оговорками. В частности, срок владения должен быть не меньше минимального периода (например, трех лет), а доходы, полученные от продажи, не должны превышать определенную величину (например, 5 млн руб.). Для дачных домиков вместо стоимостного критерия может быть использовано условие о непревышении предельной для освобождения площади (например, 50 кв. м).
В-третьих, в отношении прочего имущества (за исключением ценных бумаг) предлагается сохранить действующий порядок налогообложения, основанный на выборе налогоплательщика одного из двух вариантов определения налоговой базы: уплата налога с разницы между доходами, полученными от продажи имущества, и расходами, понесенными на его приобретение (создание), либо уменьшение доходов, полученных от продажи имущества, на налоговый вычет в размере 250 тыс. руб. и уплата налога с оставшейся суммы.
В-четвертых, при продаже приватизированных жилых помещений (то есть таких жилых помещений, расходы на приобретение или создание которых равны нулю) предлагается предусмотреть уменьшение при определении налоговой базы по НДФЛ доходов, полученных от продажи, на фиксированный налоговый вычет, привязанный к кадастровой стоимости помещения (с возможностью регулировать эту величину властью региона).
Также в целях предотвращения занижения налоговой базы по НДФЛ при продаже физическими лицами жилой и нежилой недвижимости, а также земельных участков планируется предусмотреть исчисление налога с вмененного дохода, рассчитываемого как кадастровая стоимость продаваемого имущества, умноженная на понижающий коэффициент, в случае если фактические доходы, полученные от продажи, ниже этой величины. То есть будет введена планка, в результате чего налогоплательщику не удастся скрыть доходы, даже те, которые ниже размера данной планки.

Налоговое будущее Евразийского союза и Крыма

Пожалуй, это наиболее туманная тема в государственной налоговой политике. Пока лишь предполагается унифицировать подходы к налогообложению налоговых резидентов - граждан государств - членов ЕАЭС для того, чтобы в случае заключения долгосрочных трудовых договоров гражданами стран ЕАЭС налогообложение их доходов, полученных за работу по найму в России, осуществлялось на условиях не менее благоприятных, чем налогообложение доходов налоговых резидентов РФ. То есть не исключено, что выходцы из стран ЕАЭС могут получить российское резиденство или его аналог для налогообложения.
Что касается Крыма, то до 2015 г. должны быть разработаны и приняты во исполнение норм российского законодательства законы о региональных и местных налогах (едином налоге на вмененный доход, платежах по патентной системе налогообложения, налоге на имущество, земельном и транспортном налогах). Предполагается, что Республика Крым и г. Севастополь будут включены в перечень субъектов РФ, на территории которых реализуются региональные инвестиционные проекты, что предусматривает возможность предоставления установленных НК РФ льгот по налогу на прибыль организаций, а также предоставление участникам региональных инвестиционных проектов льгот по региональным и местным налогам.

Устойчивость региональных и местных бюджетов

Читатель знает, что бюджет может быть профицитным (доходы превышают расходы), а может быть и дефицитным (расходов больше, чем доходов). На устойчивость доходов бюджетной системы существенное влияние оказывают решения по установлению льгот как в отношении региональных и местных налогов, так и в отношении федеральных налогов и налогов, уплачиваемых при применении специальных налоговых режимов, доходы от уплаты которых поступают в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Такие налоги составляют основную часть налогов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Оценка эффективности действующих налоговых льгот и освобождений, а также налоговых расходов бюджетов всех уровней будет являться составной частью бюджетного процесса и отражаться в основных направлениях налоговой и бюджетной политики на очередной год и плановый период. При этом предполагается установить правило, в соответствии с которым принятие новой льготы, налогового освобождения или иного стимулирующего механизма в рамках налоговой политики должно сопровождаться определением источника, послужившего толчком для принятия такого решения, в качестве источника может рассматриваться отмена одной или нескольких неэффективных льгот.
Кардинальное решение для повышения устойчивости бюджетов - это отказ от установления новых льгот (включая освобождение от налогообложения, исключение из налоговой базы объекта налогообложения) в отношении региональных и местных налогов. При принятии решений о новых льготах в отношении федеральных налогов (налогов, уплачиваемых при применении специальных налоговых режимов), доходы от уплаты которых поступают в бюджеты регионов или местные бюджеты, полномочия по введению таких льгот по возможности будут передаваться органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления (если это не создает препятствий для налогового администрирования).

Противодействие уклонению от налогообложения

При внесении изменений в законодательство о налогах и сборах, как и раньше, будет уделяться особое внимание вопросам привлечения к налогообложению лиц, уклоняющихся от исполнения обязанностей налогоплательщика. Одним из таких способов уклонения является консолидация облагаемых доходов в низконалоговых юрисдикциях (офшорных компаниях): законодательство не предусматривает раскрытия информации о доходах нерезидентов налоговым органам других стран. Как бороться с подобным уклонением от налогообложения?
Меры, направленные на деофшоризацию российской экономики, принимаются Минфином единым комплексом совместно с другими федеральными органами исполнительной власти. В России сделки с низконалоговыми юрисдикциями подлежат обязательному контролю с позиции трансфертного ценообразования, заключаются межправительственные соглашения об обмене "налоговой" информацией между странами. В рамках совершенствования законодательства о трансфертном ценообразовании и повышения эффективности налогового контроля и противодействия уклонению от налогообложения с использованием иностранных юрисдикций предполагается разрешить ФНС вне рамок налоговой проверки истребовать у налогоплательщиков документы по контролируемым сделкам с участием налогового резидента иностранного государства.
Также Налоговый кодекс не предусматривает механизма налогообложения нераспределенной прибыли иностранных компаний, в которых участвует налоговый резидент РФ. Вместе с тем сделки, в результате совершения которых доход оказывается под действием низконалоговых юрисдикций, содержат максимальные риски с точки зрения уклонения от налогообложения. Одним из элементов противодействия уклонению от налогообложения являются специальные правила налогообложения нераспределенной прибыли иностранных компаний, контролируемых российским собственником. Суть правил заключается в том, что не распределяемый между собственниками доход иностранных компаний может рассматриваться в целях налогообложения как доход его владельца (то есть материнской компании). С помощью этого механизма может быть предотвращено подпадение дохода российской организации под действие низконалоговых юрисдикций.

Налоговое администрирование

Из года в год на всех уровнях обсуждаются пути совершенствования налогового администрирования. Не так давно Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 N 162-р утвержден План мероприятий ("дорожная карта"), направленный на совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования с созданием комфортных условий взаимодействия бизнеса (предпринимателей) и органов государственной власти в части процедур подачи и формирования налоговой отчетности, а также усовершенствования принципов документооборота.
План мероприятий содержит пять основных направлений:
- сокращение времени на подготовку и подачу налоговой отчетности налогоплательщиком (упрощение форм налоговой отчетности);
- взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов;
- сближение налогового и бухгалтерского учетов (устранение норм, препятствующих использованию в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль правил, аналогичных правилам бухгалтерского учета);
- совершенствование документооборота, в том числе электронного, между организациями;
- совершенствование специальных налоговых режимов.
Результатом реализации мероприятий, предусмотренных указанной "Дорожной картой", станет сокращение времени взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, упрощение правил ведения бухгалтерского и налогового учета и повышение прозрачности правоприменения налогового законодательства.

* * *

Безусловно, не все рассмотренные инициативы финансового ведомства будут претворены в жизнь, но практика показала, что отдельным стратегическим планам все-таки суждено сбыться, и будет не плохо, если читатели будут об этом знать. В свою очередь, редакция журнала постарается осветить грядущие перемены налогового законодательства, которые будут небезынтересны бухгалтерам транспортных и экспедиционных компаний.

С.Н.Гордеева
Эксперт журнала
"Транспортные услуги:
бухгалтерский учет
и налогообложение"


Комментариев нет:

Отправить комментарий