суббота, 19 апреля 2014 г.

ОКВЭД В ЕГРЮЛ



"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 3


Информация о видах экономической деятельности предприятия с указанием кодов по ОКВЭД является информацией, включаемой в ЕГРЮЛ на основании заявления этого юридического лица. Каким документом необходимо руководствоваться при определении кодов по ОКВЭД, соответствующих видам деятельности предприятия, с целью включения их в ЕГРЮЛ? Надо ли вносить изменения в ЕГРЮЛ, если организация планирует заняться видом деятельности, которому соответствует код по ОКВЭД, не указанный в обозначенном реестре?

Каким ОКВЭД руководствоваться?

В силу пп. "п" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" коды по ОКВЭД являются сведениями, включаемыми в ЕГРЮЛ.
В настоящее время действуют два Общероссийских классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД):
- ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) "Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст);
- ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) "Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст). Этот Классификатор введен в действие на период с 01.01.2008 до 01.01.2015 без отмены ОК 029-2001.
Каким же документом (ОКВЭД ОК 029-2001 или ОКВЭД ОК 029-2007) следует пользоваться с целью определения кодов по ОКВЭД, информация о которых вносится в ЕГРЮЛ, в том числе при государственной регистрации юридического лица?
Каждый из этих ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них. ОКВЭД ОК 029-2007 должен использоваться для решения двух задач: во-первых, для осуществления государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов, во-вторых, с целью подготовки статистической информации для сопоставления на международном уровне.
А вот список задач, для решения которых применяется ОКВЭД ОК 029-2001, намного шире. Среди прочего в него входят задачи, связанные с классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации, а также с определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
В связи с вышесказанным для целей государственной регистрации юридических лиц следует использовать ОКВЭД ОК 029-2001, на чем настаивает и ФНС России (см. Письмо от 25.09.2008 N ЧД-6-6/671@). Поэтому регистрирующий орган при поступлении документов для государственной регистрации, сведения о видах экономической деятельности в которых заполнены с использованием ОКВЭД ОК 029-2007, вправе принять решение об отказе в государственной регистрации по причине непредставления соответствующих документов (Письмо ФНС России от 25.09.2008 N ЧД-6-6/671@). В свою очередь судьи вполне могут его поддержать. Именно так поступили ФАС МО (Постановление от 19.12.2012 по делу N А40-42541/12-148-407), ФАС УО (Постановление от 12.07.2012 N Ф09-4267/12 <1>).
--------------------------------
<1> Данное Постановление принято по делу N А60-46596/2011, в передаче которого в Президиум ВАС отказано Определением ВАС РФ от 05.09.2012 N ВАС-11024/12.

В то же время в другом деле (N А41-38555/11) арбитры одного из указанных округов (ФАС МО) поддержали заявителя, который в заявлении по форме Р14001 указал код по ОКВЭД основного вида деятельности 36.63.8 "Производство изделий народных художественных промыслов", который отсутствует в ОКВЭД ОК 029-2001. Обоснование такое. Предусмотренный ОКВЭД ОК 029-2007 код основного вида деятельности 36.63.8 наиболее точно отражает основной вид деятельности общества, при осуществлении которого предоставляются налоговые льготы (речь идет об освобождении от обложения НДС на основании пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ). Причем запрет на использование ОК 029-2007 при заполнении заявления о государственной регистрации изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, законодательно не установлен. Поэтому у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения об обществе, не связанных с внесением изменений в учредительные документы и касающихся изменения кода основного вида экономической деятельности данного юридического лица (Постановление от 31.10.2012). (В передаче приведенного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора отказано Определением ВАС РФ от 01.03.2013 N ВАС-2134/13).

Вывод. В ЕГРЮЛ указываются коды по ОКВЭД, соответствующие кодам из ОКВЭД ОК 029-2001 (на чем настаивает ФНС, и ее поддерживают суды). В то же время в практике есть случай, когда арбитры поддержали заявителя, который воспользовался ОК 029-2007, так как именно в этом документе содержится код ОКВЭД, наиболее точно отражающий основной вид деятельности общества.

Начинаем новый вид деятельности

Вносить ли изменения в ЕГРЮЛ?

Должна ли организация в связи с началом осуществления нового вида деятельности (например, производства мебели) представить в регистрирующий орган (ФНС) сведения о названном виде экономической деятельности (код по ОКВЭД 36.1 "Производство мебели") по причине отсутствия таковых в ЕГРЮЛ?
Как известно, в ЕГРЮЛ среди сведений о юридическом лице должна содержаться информация о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ в случае изменения сведений о кодах по ОКВЭД юридическое лицо обязано в течение трех рабочих дней сообщить об этом в регистрирующий орган (ФНС) по месту своего нахождения. Отсчет трехдневного срока ведется с момента изменения сведений, например с момента начала осуществления нового вида деятельности (если в устав изменения не вносятся). Представленное требование введено Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ и действует с 01.01.2011.
Для внесения изменений в ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление по форме Р14001 (если изменения не связаны с внесением изменений в устав организации) или по форме Р13001 (если информация о новом виде деятельности добавлена в устав). Эти формы утверждены Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (Приложения 6 и 4 соответственно).
Непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Вывод. В случае начала осуществления нового вида деятельности в ЕГРЮЛ необходимо внести изменения, если соответствующий этой деятельности код по ОКВЭД в реестре не указан. Иначе должностные лица организации могут быть привлечены к административной ответственности.

Быть ли деятельности без кода?

А вправе ли предприятие промышленности заняться дополнительным видом деятельности, если в ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о соответствующем данной деятельности коде по ОКВЭД?
В силу п. 1 ст. 49 ГК РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, наделены гражданскими правами, необходимыми для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В следующем пункте указано: юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Так, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок. Получается, что юридическое лицо вправе заниматься любым видом деятельности, не запрещенным законом, и отсутствие сведений о соответствующем коде по ОКВЭД в ЕГРЮЛ не является препятствием для этого.
Следует отметить, что судьи в рассматриваемом вопросе придерживаются аналогичной позиции, но их выводы касаются периодов, когда действовали нормы Федерального закона N 129-ФЗ, в которых не была предусмотрена обязанность представления сведений о видах экономической деятельности (кода по ОКВЭД, наименования вида деятельности) в случае их отсутствия в ЕГРЮЛ. Примеры - Постановления ФАС СЗО от 24.12.2012 по делу N А66-4622/2012, от 21.05.2012 по делу N А44-2483/2011, ФАС МО от 07.09.2012 по делу N А40-7197/12-119-64, от 03.09.2012 по делу N А40-6343/12-79-60.
В деле N А49-1563/2011 судьи ФАС ПО дали оценку таким претензиям налоговой инспекции: отсутствие у общества кода по ОКВЭД в ЕГРЮЛ, который бы соответствовал деятельности, связанной с эксплуатацией и реализацией воздушных судов, является основанием для отказа в возмещении НДС, уплаченного контрагенту в составе цены воздушного судна. Арбитры подчеркнули: присвоение кодов по ОКВЭД имеет своей целью лишь классификацию и кодирование видов экономической деятельности и информации о них. Значит, присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права на осуществление иных видов деятельности, а налоговая выгода, полученная в результате осуществления данных видов деятельности (в рассматриваемом случае - НДС, подлежащий возмещению из бюджета), соответствует критерию обоснованной (Постановление от 26.04.2012). Аналогичные выводы следуют из Постановления ФАС СКО от 29.03.2013 по делу N А32-49980/2011, в передаче которого в Президиум ВАС отказано Определением ВАС РФ от 15.10.2013 N ВАС-9922/13.

Вывод. Предприятие может заняться дополнительным видом деятельности, несмотря на то что в ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о соответствующем этой деятельности коде по ОКВЭД. Однако необходимо учитывать, что при таких обстоятельствах не исключены претензии контролирующих органов, например, со стороны налоговой инспекции - в отношении правомерности применения налоговых льгот, ПФР - пониженных тарифов страховых взносов.

Возможен ли отказ в принятии уведомления
о начале осуществления нового вида деятельности?

Еще один момент, с которым могут столкнуться организации, "затеявшие" ведение нового вида деятельности, касается отказа уполномоченного органа в принятии уведомления о начале осуществления нового вида деятельности (допустим, производства деревянной тары) по причине отсутствия сведений о коде ОКВЭД, соответствующем данной деятельности, в ЕГРЮЛ. Правомерны ли действия уполномоченного органа в описанной ситуации?
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридические лица обязаны уведомлять уполномоченные органы государственного контроля (надзора) о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Состав видов деятельности, носящих уведомительный характер, приведен в п. 2 ст. 8 указанного Закона. Конкретные работы, услуги, входящие в состав этих видов деятельности, поименованы в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 (приложение 1).
К уведомительным видам деятельности относится, в частности, производство тары и упаковки (пп. 24 п. 2 ст. 8 Федерального закона N 294-ФЗ (введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)). На основании Перечня уведомление нужно представить в том случае, если в составе названной деятельности организация планирует заниматься:
- производством деревянной тары (код по ОКВЭД 20.4). Обратите внимание: наименование видов работ и услуг приведено в Перечне согласно ОКВЭД ОК 029-2007. Получается, что в уведомлении указываются вид деятельности (работа, услуга) и соответствующий ей код, который может не совпадать с тем кодом, который должен быть зафиксирован в ЕГРЮЛ, поскольку последний устанавливается согласно ОКВЭД ОК 029-2001;
- производством гофрированного картона, бумажной и картонной тары (код 21.21);
- производством упаковки из легких металлов (код 28.72).
Данные наименования включены в Перечень Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1132, вступившим в силу с 10.01.2012.
Таким образом, в связи с планируемым началом осуществления производства деревянной тары организация обязана направить в уполномоченный орган уведомление, содержащее информацию об этом. Уведомление должно быть представлено на основании п. 5 ст. 8 Федерального закона N 294-ФЗ до начала фактического выполнения работ или оказания услуг. Причем ни Федеральный закон N 294-ФЗ, ни Правила представления уведомления, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 584, не содержат указания на то, что заявленный в уведомлении вид деятельности в обязательном порядке должен быть зафиксирован в ЕГРЮЛ. С таким подходом согласны и судьи ФАС МО (Постановление от 03.04.2012 по делу N А41-5463/11).

Вывод. Уполномоченный орган не вправе отказать организации в принятии уведомления о начале осуществления нового вида деятельности (производства деревянной тары) по причине отсутствия сведений о коде ОКВЭД, соответствующем данной деятельности, в ЕГРЮЛ.

* * *

Сведения о видах экономической деятельности (коды, устанавливаемые на основании ОКВЭД ОК 029-2001, наименования видов деятельности) включаются в состав сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ. Причем в случае начала осуществления нового вида деятельности, информация о котором в ЕГРЮЛ не содержится, в названный реестр вносятся изменения путем подачи соответствующего заявления. Если этого не сделать, должностным лицам организации может быть вынесено предупреждение либо им придется уплатить штраф в размере 5000 руб. А вот препятствием для осуществления самой деятельности отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о новом виде деятельности стать не может. Правда, налоговый орган в таком случае может обвинить организацию в необоснованности применения льгот по налогам (если они используются при осуществлении указанной деятельности). Кроме того, есть риск, что уполномоченный орган не примет уведомление о начале осуществления нового вида деятельности, но и в этом, и в предыдущем случае вполне можно "отбиться" с помощью судей.

А.Г.Снегирев
Эксперт журнала
"Промышленность: бухгалтерский учет
и налогообложение"
Подписано в печать
07.03.2014

Комментариев нет:

Отправить комментарий