воскресенье, 28 декабря 2014 г.

Анализируем итоги 2014 года




"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2014, N 45

"ПАКЕТ" НАЛОГОВЫХ ПОПРАВОК, ИЛИ НИЧЕГО ЛИЧНОГО

Нынешний 2014 г., безусловно, войдет в историю как год, в котором в нашей стране произошли определенные территориальные преобразования. Однако и с налоговой точки зрения текущий год оказался более чем урожайным. И сколько бы ни говорили, что налогоплательщикам (организациям, ИП да и простым физлицам) нужна стабильность, похоже, дальше разговоров дело не пойдет. Невозможно что-либо планировать, когда твои налоговые обязательства с каждым днем видоизменяются все больше и больше. Но... Закон от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ содержит очередные налоговые поправки, которые затронули положения сразу нескольких глав Налогового кодекса.

Пожалуй, ни для кого не секрет, что Налоговый кодекс содержит ряд пробелов, причем довольно значительных, которые усложняют жизнь как налогоплательщикам, так и налоговым органам. Как правило, в таких ситуациях разбираться, кто прав, кто виноват, приходится в суде. И, увы, далеко не всегда срабатывает правило, установленное в п. 7 ст. 3 Налогового кодекса. Напомним, что согласно данной норме все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика.
Собственно говоря, если следовать указанной точке зрения, то чем спорных положений в Кодексе меньше, тем лучше для всех участников налоговых отношений. В этой части Закон от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ, несмотря на то что его положения "прошлись" и по первой и по второй части Кодекса, должен быть не так уж и страшен, а даже, напротив, полезен. Ведь если заглянуть в пояснительную записку к документу, то в ней сказано, что его нормы направлены на повышение эффективности электронного документооборота при информационном взаимодействии налогоплательщиков с налоговыми органами. Ну и плюс ко всему Закон содержит ряд "изменений, носящих технико-юридических характер и направленных на исправление неточностей и уточнение формулировок, не изменяющих существующий порядок налогообложения". Между тем, судя по всему, с момента внесения законопроекта в Госдуму и хождения его "по этапам" его изначальное предназначение несколько видоизменилось и некоторые налоговые поправки, которые в итоге прописались в Кодексе, мягко говоря, сложно назвать техническими. На отдельных из них мы и остановимся поподробнее.

Налог на добавленную стоимость

Прежде всего напомним, что с 1 января 2014 г. в большинстве своем организации и ИП - плательщики НДС, в том числе являющиеся налоговыми агентами, а также спецрежимники, выставившие счет-фактуру с выделенным НДС, - обязаны сдавать декларацию по НДС строго в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК в ред. Закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ).
Исключение из данного правила сделано только для налоговых агентов, которые не являются плательщиками НДС (либо являются таковыми, но пользуются освобождением от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой данного налога). Они могут отчитываться по НДС на бумажном носителе. Правда, это возможно, только если они не отнесены к числу крупнейших налогоплательщиков и среднесписочная численность их работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек (п. 3 ст. 80, абз. 2 п. 5 ст. 174 НК).
Как бы там ни было, можно констатировать, что в большинстве случаев декларация по НДС должна быть представлена в налоговый орган по ТКС через спецоператора электронного документооборота.
В то же время далеко не всегда расходы на заключение договора со спецоператором целесообразны. К примеру, "упрощенец" по просьбе своего контрагента выставил счет-фактуру с "выделенным" НДС. Соответственно, в этом случае "выделенная" сумма подлежит уплате в бюджет (п. 4 ст. 173 НК). И плюс ко всему он должен отчитаться по данном налогу перед ИФНС, причем именно в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (п. 5 ст. 174 НК). В том случае, если "упрощенец" регулярно "выделяет" НДС в счетах-фактурах (правда, тогда непонятно, из каких соображений он переходил на УСН) в принципе, заключение договора со спецоператором, через которого в налоговую по "электронке" будут сдаваться декларации по НДС, вполне оправданно. А что если это разовая операция и более "такое не повторится"?

Обратите внимание! С 1 января 2015 г. указанная категория налоговых агентов также будет обязана отчитываться по НДС только в электронном виде, если они будут выставлять и (или) получать счета-фактуры при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров.

В Письме от 11 апреля 2014 г. N ЕД-4-15/6831 представители ФНС России разъяснили, что представление налогоплательщиком декларации по НДС после 1 января 2014 г. на бумажном носителе следует квалифицировать как нарушение порядка представления декларации. А таковое предусматривает налоговую ответственность по ст. 119.1 Кодекса и влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.
Так что же нам уготовил в этой части Закон N 347-ФЗ? Пункт 5 ст. 174 Кодекса дополнен абзацем следующего содержания:
"При представлении налоговой декларации на бумажном носителе в случае, если настоящим пунктом предусмотрена обязанность представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме, такая декларация не считается представленной".
Ну и как вам эта техническая поправочка, если учесть, что за непредставление декларации в налоговый орган и штрафы более ощутимые (ст. 119 НК)? А если налоговый орган еще и банковские счета за это деяние, так сказать, в воспитательных целях "заморозит"?

Арест счетов

Кстати, в части, касающейся приостановления операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей, Закон N 347-ФЗ внес определенные коррективы. Однако на них мы не будем останавливаться слишком уж подробно. Дело в том, что сейчас в п. 12 ст. 76 Кодекса закреплено, что в случае, если налоговый орган арестовывает счета, банки не вправе открывать виновнику другие счета и предоставлять ему право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств. Закон N 347-ФЗ дополняет, что в таких ситуациях банкам будет запрещено открывать вклады, депозиты.

"Роскошные" авансы по транспортному налогу

Ну а теперь вернемся к налогам. Еще одну неточность Закон N 347-ФЗ "вскрыл" в ст. 362 Кодекса. Напомним, что согласно п. 2 данной нормы с начала 2014 г. владельцы легковых автомобилей, средняя стоимость которых более 3 млн руб., обязаны платить транспортный налог с учетом повышающих коэффициентов, установленных Кодексом. При применении данной нормы возник вопрос: в каком порядке следует уплачивать авансовые платежи по этому "роскошному" налогу в течение года, если региональными властями отчетные периоды по нему не отменены?
Представители ФНС России в Письме от 24 марта 2014 г. N БС-4-11/5316, проанализировав соответствующие положения Кодекса, были вынуждены признать, что исчислять и уплачивать авансовые платежи следует без учета "роскошных" коэффициентов. Согласился с этим и Минфин России в Письме от 11 апреля 2014 г. N 03-05-04-01/16508, указав, что повышающий коэффициент необходимо применять только к сумме налога при уплате транспортного налога за налоговый период (год).
Очевидно, что при таком подходе бюджет с задержкой увидит "роскошное" пополнение, ради чего, собственно говоря, и вводились повышающие коэффициенты в отношении дорогостоящих автомобилей. Как раз эту "несправедливость" и устранил Закон N 347-ФЗ. В п. 2.1 ст. 362 Кодекса теперь сказано, что налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента, указанного в п. 2 данной статьи. То есть в следующем году повышающий коэффициент придется применять и к авансовым платежам за каждый отчетный период (квартал).

"Кадастровый" налог на имущество

Еще одно уточнение Закон N 347-ФЗ внес в ст. 378.2 Кодекса. Тем самым законодатель расширил перечень объектов, в отношении которых налог на имущество организаций исчисляется исходя из их кадастровой, а не среднегодовой стоимости. Напомним, что к таким объектам в настоящее время относятся, в частности, административно-деловые и торговые центры (комплексы), а также помещения в них. Закон N 347-ФЗ подвел под кадастровый налог и отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), если оно предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов от общей площади этого здания (строения, сооружения), в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Земельный налог ИП

Куда более приятный сюрприз Закон N 347-ФЗ преподнес индивидуальным предпринимателям. Согласно поправкам, внесенным в гл. 31 Кодекса, с ИП снимается обязанность самостоятельно определять налоговую базу по земельному налогу в отношении земельных наделов, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности. Налог за них будет рассчитывать налоговый орган. Соответственно, уплачивать его индивидуальные предприниматели будут на основании налогового уведомления. Плюс здесь еще и в том, что и отчитываться по земельному налогу ИП больше не придется.
Данное нововведение вступает в силу с 1 января 2015 г., так что декларацию по земельному налогу за 2014 г. для ИП никто не отменял.

"Личный кабинет налогоплательщика"

Помимо всего прочего, Закон N 347-ФЗ фактически узаконил "Личный кабинет налогоплательщика". В части первой Налогового кодекса появилась ст. 11.2, положениями которой определено само понятие "Личный кабинет налогоплательщика", а также основные правила использования такого ресурса. Правда пока главными выгодоприобретателями новшества являются обычные физлица. Они могут обмениваться с налоговым органом документами, уплачивать налоги и даже представлять декларацию 3-НДФЛ, подписав ее усиленной неквалифицированной электронной подписью, через этот "Личный кабинет". (Юрлицам и индивидуальным предпринимателям в этой части не повезло.)
Но главное - сделан первый шаг. В ФНС рассчитывают на то, что принятие Закона N 347-ФЗ "даст новый импульс развитию "Личного кабинета налогоплательщика", что сократит сроки получения документов и снизит расходы, связанные с их направлением, как со стороны налоговых органов, так и со стороны налогоплательщиков".

Н.Яковенко
Подписано в печать
01.12.2014




Комментариев нет:

Отправить комментарий