воскресенье, 28 декабря 2014 г.

Что нас ждет в 2015 году ?



"Финансовая газета", 2014, N 46

ЧТО ЖДЕТ МАЛЫЙ БИЗНЕС В 2015 Г.
10 БУХГАЛТЕРСКИХ И НАЛОГОВЫХ ПРОБЛЕМ

Малый бизнес всегда работает в условиях ограниченных возможностей, сегодня достаточно сложно получить какие-либо льготы для развития бизнеса. Для получения выгодных заказов и участия в конкурсах на получение государственных контрактов малые предприятия не располагают достаточным административным ресурсом. Заказы и объемы работ и услуг малому бизнесу приходится выбивать самостоятельно, доказывая свой профессионализм, качество товаров и услуг, наличие инновационного подхода, удерживая низкие цены. При этом законодательство в области налогообложения и бухгалтерского учета постоянно усложняется и меняется не в пользу предпринимателей и небольших компаний. Бухгалтерские и налоговые проблемы 2015 г. мы проанализируем в данной статье.

Ведение бухгалтерского учета

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ред. от 28.12.2013) действие Закона распространяется на коммерческие и некоммерческие организации. Таким образом, с 2013 г. "упрощенцы" должны вести бухгалтерский учет. При этом многие директора компаний, которые являются малыми предприятиями, не владеют специальными познаниями в бухгалтерском учете. Социально направленные малые предприятия осуществляют общественно необходимую деятельность: консалтинг, пошив и ремонт одежды, продажу продуктовых товаров. Если в больших городах, таких как Москва, воспользоваться услугами профессионального бухгалтера достаточно легко, то в селах или городах с небольшим населением поиск квалифицированного бухгалтера, который вел бы за небольшие деньги всю бухгалтерию, достаточно проблематичен.
В результате у малых предприятий возникают следующие проблемы:
- дополнительные затраты на привлечение бухгалтера;
- расходы на приобретение бухгалтерских программ;
- дополнительная бумажная волокита, например компании, которые уплачивают налог с доходов и определяют их кассовым методом, могли бы не вести бухгалтерский учет, поскольку их доходы и налоги и так прозрачны.
Вместе с тем во многих странах мира существует упрощенный порядок ведения учета для малых предприятий, что позволяет:
- развивать бизнес лицам, имеющим специальные познания в отдельных отраслях и имеющим предпринимательскую жилку, но не владеющим познаниями в бухгалтерском учете;
- снизить бюрократические барьеры для развития предпринимательской активности в стране;
- увеличить поступление налогов, ведь чем больше граждан ведут свой бизнес, тем больше налогов они уплачивают в бюджет;
- отсутствие дополнительных препятствий в виде ведения бухгалтерского учета увеличивает количество самозанятых граждан, объединенных в коммерческие организации.

Уплата налога на имущество с кадастровой стоимости

Организации, применяющие УСН, перестанут освобождаться от уплаты налога на имущество организаций в отношении объектов, которые облагаются указанным налогом исходя из кадастровой стоимости (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). С 1 января 2015 г. налог на имущество будет рассчитываться с кадастровой стоимости. В результате повысится арендная плата и это станет для многих малых предприятий "неподъемным грузом". Таким образом, уже со следующего года минимальные ставки за квадратный метр увеличатся почти в два раза, что, соответственно, повлияет на рост налога на имущество в ряде московских районов на 10% и более. Налог на имущество малых предприятий может увеличиться до 33%.
В результате у малых предприятий возникнут следующие проблемы:
- увеличение налогового бремени, а также сумма арендной платы, которую предприниматели уплачивают в связи с арендой помещений;
- снижение чистой прибыли, которую компании могут направить на развитие, и, следовательно, получая еще большую прибыль, уплачивать больше налогов по упрощенной системе налогообложения или в качестве налога на прибыль.
Для многих малых предприятий увеличение стоимости арендной платы может привести к банкротству и ликвидации.
Увеличение кадастровой стоимости в столице экономически необоснованно по следующим причинам:
- по официальной статистике, инфляция в России в 2014 г. выросла на 7,5%, поэтому увеличение минимальных ставок почти в два раза экономически ничем не обосновывается;
- многие предприниматели и компании оспаривали увеличение кадастровой стоимости.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Ужесточение налоговых проверок

В настоящее время проверки малого бизнеса не ослабляются, как в других странах, а усиливаются. Соответствующие изменения внесены, например, в Налоговый кодекс РФ.
С 1 января 2014 г. вступили в силу новые основания для истребования у налогоплательщика пояснений при проведении камеральной проверки. Согласно абз. 2 п. 3 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки уточненной декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика представить пояснения, которые обосновывают изменения показателей декларации (расчета). Данные пояснения необходимо представить в течение пяти рабочих дней.
С 1 января 2015 г. налоговый орган сможет приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств в случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов или пояснений, а также уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ). Таким образом, ежегодно расширяются права налоговых органов, но при этом права налогоплательщиков остаются на прежнем уровне.
В этой связи возникают следующие проблемы:
- в условиях кризиса компаниям и предпринимателям необходимо сосредоточивать усилия не на развитии бизнеса, повышении прибыли и, следовательно, увеличении сумм налогов, а на доказывание своей правоты;
- налоговый орган получил широкие полномочия, что нарушает паритет прав налогового органа и налогоплательщика.
Вместе с тем в разных странах упрощаются процедуры налоговых проверок, что позволяет повысить:
- доверие предпринимателей и компаний к налоговым органам;
- позицию страны в рейтинге "Doing business".

Новые налоговые обязанности

Налоговые агенты, не являющиеся плательщиками НДС или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой данного налога, должны будут представлять декларации по НДС в электронной форме.
По сути, дешевая аренда госсобственности может привести к дополнительным обязанностям по НДС.
Согласно п. 1 ст. 24 НК РФ налоговые агенты - это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Налоговые агенты являются посредниками между налогоплательщиками и государством (контролирующими органами) в случаях:
- приобретения товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ;
- аренды, покупки (получения) федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и (или) муниципального имущества у органов государственной власти и управления и (или) органов местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ);
- продажи конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда.
Таким образом "упрощенцы" будут вынуждены взвешивать все "за" и "против".
Следовательно, налогоплательщик, не являющийся плательщиком НДС, должен будет:
- приобрести специальную программу;
- заполнять декларации по НДС, даже если он выступает в качестве агента один раз в квартал.

Увеличение сумм страховых взносов, уплачиваемых в бюджет

Налогоплательщики постоянно наблюдают рост сумм взносов, которые уплачиваются в ПФР и ФСС РФ. С 2015 г. увеличится предельная величина для начисления страховых взносов. На период с 2015 по 2021 гг. ее будет утверждать Правительство РФ с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему повышающего коэффициента, величина которого на каждый год указанного периода предусмотрена в ч. 5.1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Значение данного коэффициента будет постепенно повышаться - с 1,7 в 2015 г. до 2,3 в 2021 г.
Таким образом, расходы на отчисления с заработной платы постоянно увеличиваются.
Расширен перечень лиц, которые в обязательном порядке должны застраховаться в территориальных органах страховщика. Напомним, что сегодня самостоятельная регистрация предусмотрена для:
- работодателей-организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (лиц, приравненных к ним в целях настоящего Федерального закона) и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в ПФР;
- нотариусов, занимающихся частной практикой, по месту их жительства в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере юстиции, сведений, подтверждающих назначение лица на должность нотариуса, с указанием реквизитов документа, удостоверяющего личность данного лица, места его жительства, а также сведений об идентификационном номере налогоплательщика;
- адвокатов по месту их жительства в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере юстиции, сведений, подтверждающих присвоение лицу статуса адвоката, с указанием реквизитов документа, удостоверяющего личность данного лица, и места его жительства;
- физических лиц, заключивших трудовые договоры с работниками, а также выплачивающих по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, по месту жительства указанных физических лиц на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня заключения соответствующих договоров.
С 1 января 2015 г. самостоятельная регистрация предусматривается также для:
- арбитражных управляющих по месту их жительства в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня подачи заявления о регистрации в качестве страхователя;
- иных лиц, занимающихся частной практикой и не являющихся индивидуальными предпринимателями, по месту их жительства в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня подачи заявления о регистрации в качестве страхователя.
Негативными моментами для малых предприятий, по нашему мнению, являются:
- отсутствие стабильного законодательства, регулирующего уплату страховых взносов и выплату пенсий;
- постоянное увеличение размеров уплаченных страховых взносов.

Повышение ЕНВД

Размер единого налога на вмененный доход зависит от нескольких показателей:
- величины базовой доходности, т.е. размера вмененного месячного дохода;
- значения коэффициента-дефлятора (К1), установленного на текущий год;
- значения корректирующего коэффициента (К2), установленного в населенном пункте, на территории которого вы состоите на учете в качестве плательщика ЕНВД;
- суммарного значения физического показателя за квартал, т.е. суммы значений физического показателя за каждый месяц квартала.
Формула расчета налоговой базы приведена в пп. 9 п. 5.2 Порядка заполнения декларации по ЕНВД для отдельных видов деятельности, утвержденного Приказом ФНС России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@:

НБ = БД x К1 x К2 x (ФП1 + ФП2 + ФП3),

где НБ - налоговая база;
БД - базовая доходность;
К1 - коэффициент-дефлятор;
К2 - корректирующий коэффициент;
ФП1, ФП2, ФП3 - значения физического показателя в первом, втором и третьем месяцах квартала соответственно.
В 2015 г. планируется повысить собираемость налога за счет повышения значения коэффициента-дефлятора (К1).
Минэкономразвития России установило на 2015 г. самую высокую индексацию коэффициента-дефлятора за последние четыре года - на 7,53% к 2014 г. - до 1,798.
К негативным моментам для малых предприятий относятся:
- в 2015 г. вырастет нагрузка на 2,3 млн предпринимателей и малых предприятий, уплачивающих ЕНВД;
- существенно вырастет налоговая нагрузка на малый бизнес;
- малые предприятия вынуждены будут либо сокращать персонал и занимаемые площади, либо переходить на упрощенную систему налогообложения.
В европейских странах также существует аналог ЕНВД, позволяющий:
- упростить сдачу отчетности;
- снизить нагрузку на малый бизнес, а государству гарантированно получить доход в виде уплаченного налога;
- заинтересовать малый бизнес в развитии своего дела благодаря не высоким, но уплачиваемым вне зависимости от прибыли платежам.

Торговые взносы

Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" ("Финансовая газета". N N 45, 46. С. 6, 7) приняты поправки, позволяющие ввести в городах федерального значения торговый сбор, размер которого будет привязан к стоимости патента на торговую деятельность. Муниципальный сбор устанавливается только для торговли (стационарной, нестационарной и со складов), и он не будет превышать налог в рамках патентной системы. Плательщиками сбора признаются малые торговые организации и индивидуальные предприниматели.
Это также увеличит нагрузку на малый бизнес. Кроме того, такие взносы будут играть на руку больших торговых сетей, которые успешно развиваются за счет больших оборотов, маленькие же магазинчики, которые часто не справляются с кассовыми разрывами, могут столкнуться с проблемой снижения рентабельности за счет дополнительных налогов. Торговый сбор привязан к площади, а не к прибыли предпринимателя. Получается так, что если торговая площадь значительно больше 50 кв. м, то торговый сбор может в разы превышать величину налогов по "упрощенке". По УСН предприниматель платил бы в месяц 15 000 руб., а при введении торгового сбора он вынужден будет платить уже 30 000 руб.
Таким образом, торговые взносы:
- формально увеличивают нагрузку на малый бизнес, при этом не имея статуса налога;
- ограничивают развитие торговли.
Торговые взносы, по своей сути, будут являться ограниченным вариантом налога с продаж, который будет введен только для торговли. Однако история введения налога с продаж показала его непопулярность в России. И торговые взносы заставят малый бизнес мигрировать в те регионы, где не установлены дополнительные взносы для предпринимателей и организаций.

Увеличение госпошлин

В следующем году будет увеличен размер госпошлины за оспаривание нормативных правовых актов (пп. 6 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
С 1 января 2015 г. изменяются некоторые положения о госпошлине за подачу заявления об оспаривании нормативных правовых актов. Организации будут платить 4,5 тыс. руб. вместо 3 тыс. руб., а физические лица - 300 руб. вместо 200 руб.
При подаче заявления об оспаривании в порядке гражданского судопроизводства ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Госдумы, Правительства РФ, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ с 1 января 2015 г. организация должна уплатить 4,5 тыс. руб. (абз. 3 пп. 6 п. 1 ст. 333.19 НК РФ). В отношении актов иных органов власти (должностных лиц) госпошлина за оспаривание в рамках гражданского судопроизводства по-прежнему составляет 2 тыс. руб. (абз. 3 пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
Конечно, серьезных препятствий увеличенные госпошлины для ведения бизнеса не вызовут, однако это свидетельствует:
- об общей тенденции увеличения налогов в стране;
- о создании дополнительных сложностей в обжаловании нормативных актов (увеличении пошлин, связанных именно с обжалованием нормативных актов).
При этом судебная статистика указывает на сложность обжалования нормативных актов. Особенно трудно обжаловать информационные письма, которыми, с одной стороны, руководствуется налоговый орган, а с другой - они не имеют нормативного характера. На данную проблему указывают Постановления ФАС Московского округа от 17.05.2013 N А40-95667/12-19-750, от 20.07.2010 N КА-А40/6857-10, ФАС Поволжского округа от 15.06.2012 N А06-5298/2011, ФАС Северо-Кавказского округа от 24.04.2013 N А32-17407/2011, ФАС Уральского округа от 22.09.2011 N Ф09-4451/11, Первого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2010 N А38-5939/2009.
В качестве примера решения, в котором было оспорено письмо, можно привести Решение ВАС РФ от 09.07.2012 N ВАС-6122/12, в котором письмо было квалифицировано судом как нормативный правовой акт.
Таким образом, в настоящее время:
- отсутствует единообразие в обжаловании нормативных актов;
- увеличенная пошлина говорит об увеличении проблем, связанных с обжалованием нормативных актов.

Введение в законодательство формальных оснований
для отказа в выдаче патента

С 1 января 2015 г. вводится новое основание для отказа в выдаче патента. С этой даты в заявлении на его получение должны быть заполнены обязательные поля. В противном случае заявителю откажут. Соответствующее изменение будет внесено в пп. 5 п. 4 ст. 346.45 НК РФ.
Патент объективно не прижился в нашей стране, только 8% предпринимателей применяют патентную систему. И причин для этого несколько:
- патентную систему могут применять только предприниматели и не могут общества с ограниченной ответственностью;
- при применении патентной системы налогообложения нельзя уменьшить сумму патента на страховые взносы, поэтому при расчетах упрощенная система налогообложения представляется более привлекательной.
Но при всей непривлекательности патентной системы налогообложения, при которой налог уплачивается вне зависимости от ведения бизнеса, наличие формальных оснований для отказа в выдаче патента может стать препятствием для многих предпринимателей.

Наличие различных мнений по одному и тому же вопросу

Основной закон в области налогообложения - это Налоговый кодекс, однако в России данный законодательный акт ассоциируется с поговоркой "Закон, что дышло - как повернешь, так и вышло". Минфин России, ФНС России и суды по-своему трактуют налоговое законодательство. При этом наличие различных мнений по одному и тому же вопросу может запутать рядового налогоплательщика и послужить почвой для различных трактовок одного и того же закона таким образом, по нашему мнению, как выгодно чиновникам.
Приведем один пример в отношении компенсации за задержку заработной платы.
В Письме Минфина России от 31.10.2011 N 03-03-06/2/164 ведомство считает, что сумму компенсации нельзя учесть в расходах. В документе отмечено, что компенсации работникам за задержку заработной платы расходами по налогу на прибыль не признаются. Однако суд в Постановлении ФАС Поволжского округа от 30.08.2010 N А55-35672/2009 посчитал, что компенсацию можно учесть как внереализационный расход.
Часто на практике положения налогового законодательства имеют несколько трактовок, которые коренным образом отличаются друг от друга.
Вследствие этого и руководители малых предприятий, и бухгалтеры, и рядовые сотрудники:
- не могут выработать единую линию поведения в той или иной хозяйственной ситуации;
- сталкиваются с проблемами доказывания правомерности своих действий;
- фактически должны оспаривать трактовки писем Минфина России в суде.
В заключение необходимо отметить, что ежегодно в законодательство вносится много изменений и, к сожалению, несмотря на поддержку малого предпринимательства на словах, на деле налоговое и бухгалтерское законодательство для предпринимателей и малых предприятий усложняется. Негативных изменений гораздо больше, чем позитивных.

Е.Шестакова
К. ю. н.,
генеральный директор
ООО "Актуальный менеджмент"
Подписано в печать
10.12.2014




Комментариев нет:

Отправить комментарий