"Российский
налоговый курьер", 2015, N 10
Зачем контролеры
побуждают лицо к активной позиции на допросе.
Налоговики
преувеличивают представление об объеме доказательств.
Эффект
неожиданности: инспекторы задают отвлеченные вопросы.
Цель допроса
заключается в получении полных и объективно отражающих действительность
налогоплательщика показаний, которые служат источником получения доказательств.
Практика показывает, что участие на допросе налогового консультанта или юриста
заставляет менять тактику сотрудников налоговой инспекции: они ведут себя
гораздо лояльнее, чем когда свидетель приходит на допрос один.
Особенность допроса
состоит в том, что свидетель должен следить за тем, чтобы в протокол инспекторы
занесли все его показания без искажений или добавлений. Если при допросе будут
использоваться какие-либо технические средства (например, аудио- или видеозапись),
свидетеля должны об этом предупредить.
А в протоколе должна быть сделана соответствующая отметка об этом (Приказ ФНС
России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ (в ред. от 27.08.2013) "Об утверждении
форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих
полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и
сборах").
Зачастую при
проведении допроса налоговики используют специальные психологические приемы для
диагностики и преодоления лжи, а также попыток ввести в заблуждение.
со стороны
допрашиваемого лица
Метод позволяет
побудить допрашиваемое лицо занять активную позицию в допросе. Поскольку ему
придется дать максимум показаний, чтобы защитить себя, переложив
ответственность на иных лиц. Такой прием больше подходит в случае допроса
работников бухгалтерии или складских помещений, а также руководителей
контрагентов.
Например, на
практике было дело, когда при доказательстве нереальности осуществления
обществом операций по реализации и хранению алкогольной продукции инспекция
допросила генерального директора компании, которая сдавала в аренду складские
помещения этому обществу.
В результате
директор указала, что значительных погрузочно-разгрузочных работ проверяемое
общество не осуществляло. Это подтверждалось отсутствием выданных пропусков на
территорию складских помещений (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.04.2015 N А40-144876/13).
личности
допрашиваемого лица
Метод эффективен в
неподготовленной аудитории при допросах секретарей, производственных
работников. Допрашиваемые лица могут описать трудности работы, малую зарплату и
т.п. Если идет проверка правильности уплаты НДФЛ, то таких сотрудников компании
заранее инструктируют о сумме их официальной зарплаты.
Такой метод теряет
свою эффективность, если на допросе присутствует юрист. Так, в одном из дел
инспекция не смогла представить оснований для начисления обществу (рыболовецкой
компании) суммы НДФЛ, пеней и привлечения его к ответственности по ст. 123 НК РФ. Из протокола допроса сотрудника следовало, что на основании
приказа в проверяемый период до даты направления на судно он находился в
отпуске без сохранения заработной платы.
Спорные денежные
средства работник получал от шведской компании в качестве вознаграждения -
благодарности за его консультации и эффективное сотрудничество с иностранной
компанией. То есть такие суммы не связаны с какими-либо поставками рыбы,
полученными от проверяемого общества (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.06.2012 N А42-1207/2011).
и чистосердечному
признанию
Метод заключается в
том, чтобы у допрашиваемого лица создалось преувеличенное представление об
объеме собранных инспекцией доказательств налогового правонарушения (бумаг,
показаний других лиц). Если у налоговиков есть возможность предъявить такие
доказательства в логической последовательности, то у допрашиваемого лица мало
шансов изложить искаженную картину.
На практике был случай,
когда при первом допросе генеральный директор контрагента четко указывал, что
проверяемое общество ему известно, документы с обществом он подписывал.
Инспекторы, указывая на имеющиеся в материалах проверки документы, объяснили,
что при таких показаниях придется направить дело в МВД. Поскольку компания, где
он "все подписывал" как генеральный директор, участвовала в схеме
уклонения от уплаты налогов. Зачитав ст. 199 УК РФ, контролеры обратили внимание на срок наказания. Потом
рассказали историю о том, кто и как вовлек его в данное дело и написал два
заявления в МВД и прокуратуру.
В результате
проведенных допросов шесть учредителей (руководители и бухгалтеры) отрицали
создание и участие в деятельности контрагентов, что позволило инспекции
доказать номинальность руководителей контрагентов - технических посредников
проверяемой организации (Постановление ФАС Московского округа от 05.07.2013 N А40-43840/12-91-242).
Такой прием
психологического воздействия часто используют при допросе, целью которого
является выявление фирмы-"однодневки". На вопрос о том, каким образом
организация проверяет своих потенциальных контрагентов, зачастую отвечают
следующим образом: "Общество проверяет контрагентов путем получения
выписки из ЕГРЮЛ, проверки полномочия лиц, представляющих интересы контрагента
на основании устава.
Кроме того,
общество использует информацию на сайте ФНС России http://egrul.nalog.ru, банк
данных исполнительных производств http://www.fssprus.ru/iss/ip/, реестр
недобросовестных поставщиков http://rnp.fas.gov.ru, Единый федеральный реестр
сведений о фактах деятельности юридических лиц www.fedresurs.ru".
допрашиваемый к
своему соучастнику
Метод предполагает,
что если кто-то из допрошенных лиц дал противоречивые показания, то об этом
обязательно сообщают его соучастникам. Но это работает не всегда.
Например, в одном
из дел кассационный суд посчитал несостоятельной ссылку инспекции на протоколы
допросов лиц, которые заявили об обналичивании денег, поступивших на счета
контрагентов. Дело в том, что допрашиваемые лица не имели признаков
аффилированности с проверяемым обществом. А доказательства наличия какого-либо
отношения к деятельности налогоплательщика инспекция не представила (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.12.2012 N А42-7616/2010).
неожиданные вопросы
в ситуации, когда допрашиваемое лицо
таких вопросов не
ждет
Неожиданная
постановка допрашиваемому лицу вопроса, не связанного с предыдущими вопросами и
ответами, снижает возможность быстрого и правильного ответа. В этом случае
граждане обычно ссылаются на забывчивость, чтобы выиграть время на обдумывание
корректного ответа.
Когда инспекция не
располагает документами проверяемого лица и не может выявить уровень
существенности проверки (то есть конкретных крупных контрагентов), то
налоговики обычно задают вопросы в следующем порядке:
- кто является
руководителем компании (каким образом его назначили на эту должность);
- каковы
взаимоотношения между юридическими лицами (как и когда выбираются контрагенты);
- откуда получена
информация о них;
- как
осуществляются контакты;
- кто и как
подписывает договоры и прочие документы;
- какие имеются
контакты, реквизиты партнеров;
- какие услуги
оказывались, какой товар поставлялся, как товары передавались,
транспортировались, где хранились, сколько составляет площадь складских
помещений и т.п.
Затем после стандартных
вопросов может неожиданно возникнуть вопрос о конкретной организации:
"Известно ли вам фактическое местонахождение ООО "Контрагент"
(ИНН/КПП)?".
Обычно на практике
отвечают следующим образом: "Не помню, нужно подумать, контрагентов много.
Нужно уточнить у бухгалтера - она ездила к контрагенту. Можно проверить в
канцелярии - у них хранятся письма, там есть адрес. Лично генеральный директор
к контрагенту не ездил. Может быть, данный контрагент вообще из другого региона
и у налогоплательщика нет возможности проверить фактическое местонахождение
фирмы".
опровергающие
показания допрашиваемого лица
Метод эффективен
только в случае наличия у инспекции первичных документов, с которыми инспекторы
успели ознакомиться. Практика показывает, что многочасовой допрос в большинстве
случаев позволяет инспекторам получить нужную информацию даже от самых
"подготовленных" сотрудников.
Так, в одном из дел
при раскрытии реального поставщика товаров сотрудники УФНС допросили
индивидуального предпринимателя, который пояснил, что в проверяемом периоде
осуществлял перевозки грузов с территории проверяемого общества в сетевые
магазины. При этом в качестве товаросопроводительных документов ИП, а также водителям,
работавшим у данного предпринимателя, выдавались товарные накладные, в которых
в качестве грузоотправителя и продавца указывалось не данное общество, а
сторонняя организация.
В результате суд
согласился с доначислениями налоговиков (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.04.2015 N А40-144876/13).
от допрашиваемого
детализации показаний,
которая приведет к
противоречиям между ним и соучастниками
Выглядит такой
прием следующим образом. Например, после стандартных вопросов о контрагенте
инспекторы неожиданно задают вопрос: "Подписывали ли вы договоры, иные
документы с ООО "Контрагент" (ИНН/КПП)?". Компании отвечают
следующим образом: "Данного контрагента я знаю, но если речь идет о
конкретном договоре, то право подписи есть не только у меня, но и у доверенного
лица".
При этом инспекторы
должны продемонстрировать, какие именно договоры и документы они имеют в виду.
Ведь у компании их может быть большое количество. Иначе допрашиваемое лицо
может сдать себя само, указав на сомнительные сделки.
Так, из протокола
допроса руководителя одной из компаний следовало, что ей в 2009 г. предложили
оформить фирму на свое имя и заплатили. Доверенностей она не выписывала, акты,
договоры никогда не подписывала. Более того, показания руководителя
подтверждались проведенными почерковедческими исследованиями. В частности,
заключением экспертно-криминологического отдела МВД было установлено, что
подписи от имени руководителя компании, расположенные на строках "Руководитель
организации" и "Главный
бухгалтер" в счете-фактуре, в
графе "Исполнитель" на строке "Директор" в акте об оказании
услуг к договору оказания услуг, выполнил не руководитель, а другое неизвестное
лицо.
В результате суд
пришел к выводу, что представленные документы по взаимоотношениям с
контрагентами содержат противоречивые сведения, и оставил доначисления
налоговиков в силе (Постановление ФАС Поволжского округа от 24.11.2011 N А65-28151/2010).
которая в конечном
счете не помешает установлению истины
Такой метод
используется при наличии достаточной доказательной базы, полученной именно в
ходе мероприятий налогового контроля. При этом практика подтверждает, что
представленные в дело протоколы допроса, которые инспекторы получили вне рамок
проверки, суды зачастую отклоняют (например, Постановление ФАС Московского округа от 03.07.2014 N А40-71679/2013).
Прием особо
актуален, если проверяемая организация является крупнейшим налогоплательщиком.
А также если темой допроса является сокрытие сумм доходов, выступающих основой
для налогооблагаемой базы.
Данные методы
соединяют приемы, направленные на создание ситуации, при которой допрашиваемое
лицо проговаривается. А также приемы, преследующие цель сокрытия от
допрашиваемого осведомленности следователя о тех или иных обстоятельствах дела
о налоговом правонарушении.
Это достаточно
сложные методы, поскольку допрос об интересующих финансово-хозяйственных
операциях производится в большинстве случаев спустя значительное время после их
осуществления. И на момент проверки многих сотрудников в штате компании уже
может не быть. Так же как и части документов, которые, например, утеряны, испорчены
и т.п.
Инспекторы
составляют подробный письменный план допроса лица с указанием томов, листов и
сведений, подлежащих использованию в ходе допроса. К моменту допроса, как
правило, проводят выемку бухгалтерских документов, договоров, спецификаций к
ним, что позволяет контролерам предметно провести данное действие.
Поэтому при
получении решения налоговой инспекции о начале проведения выездной проверки и
требования о представлении документов налогоплательщики, как правило, не
торопятся отправлять их до допроса руководителя, учредителя или главного
бухгалтера. Безопаснее это сделать после разговора с инспектором.
Если какое-то лицо
не может справиться с допросом в инспекции, то некоторые компании находят
уважительную причину для неявки, например длительный отпуск. При этом оформляют
копию электронного билета, которую вместе с письмом о невозможности явки на
допрос, составленным от лица родственника, передают в налоговую инспекцию.
В случае если
допрашиваемое лицо все-таки представило ненужные показания, некоторые компании
подают жалобу руководителю ИФНС от самого свидетеля о том, что при проведении
допроса на него оказывалось психологическое давление: запугивали, диктовали,
что говорить.
Д.Савин
Старший юрист
налоговой практики
юридической фирмы
"Базаров, Голиков
и партнеры"
Подписано в печать
24.04.2015
Комментариев нет:
Отправить комментарий