воскресенье, 2 июня 2013 г.

Имущественный вычет у работодателя: выбираем вариант



Как известно, работник при покупке жилья может получить имущественный вычет у своего работодателя, не дожидаясь окончания года (п. 3 ст. 220 НК РФ). Однако ситуация с такими вычетами на сегодняшний день достаточно запутана. А запутал ее не кто иной, как Минфин России. Дело в том, что финансовое ведомство предлагает свой вариант получения имущественного вычета. Но его правомерность у многих вызывает сомнение. Стоит ли руководствоваться разъяснениями министерства или все-таки сделать так, как это предписывает НК РФ? Что будет, если налоговый агент "ослушается"? Расскажем обо всем по порядку.

Вычет "по-минфиновски"

Еще несколько лет назад сотрудники Минфина России говорили, что имущественный вычет может быть предоставлен работнику по всем доходам, полученным им с начала года (Письма Минфина от 13.02.2007 N 03-04-06-01/35, от 02.04.2007 N 03-04-06-01/103). Кстати, так же считали и московские налоговики (Письма УФНС России по г. Москве от 01.03.2010 N 20-14/4/020675, от 19.03.2010 N 20-14/4/029090@). То есть если даже в декабре сотрудник принес в свою организацию заявление на вычет, подкрепив его уведомлением из налоговой, бухгалтер мог пересчитать ему сумму налога за весь год и вернуть излишне удержанное.
Однако в 2010 г. позиция финансового ведомства резко меняется. Минфин России ни с того ни с сего (ведь никаких изменений налогового законодательства в части исчисления налога и предоставления имущественного вычета не было!) приходит к выводу, что суммы налога, удержанные налоговым агентом до получения им заявления и уведомления, не являются "излишне удержанными" и, соответственно, возврату работнику не подлежат (Письма Минфина от 12.04.2010 N 03-04-06/9-72, от 11.05.2010 N 03-04-06/9-94, от 28.10.2010 N 03-04-05/7-647).
Затем события развивались следующим образом. В 2011 г. ст. 220 НК РФ, регламентирующая порядок предоставления имущественного вычета, дополняется новым п. 4. Учитывая, что сейчас копья скрещиваются в основном по этому пункту, приведем его дословно: "В случае, если после представления налогоплательщиком в установленном порядке заявления налоговому агенту о получении имущественного налогового вычета... налоговый агент неправомерно удержал налог без учета данного имущественного налогового вычета, сумма излишне удержанного после получения заявления налога подлежит возврату налогоплательщику...". И теперь уже контролирующие органы в своих разъяснениях о запрете на возврат налога, удержанного до момента получения заявления, делают ссылку на эту новую норму.
Понятно, что при таком развитии событий у многих работников оставались суммы недоиспользованного вычета. Как их получить? Сначала Минфин России предлагал лишь один способ: у работодателя в последующих налоговых периодах, взяв из инспекции новое уведомление на следующий год (Письмо от 08.02.2011 N 03-04-06/7-20). Но позже и финансисты, и московские налоговики согласились с тем, что работник может получить остаток вычета по окончании года при подаче в инспекцию налоговой декларации (Письма Минфина России от 21.03.2011 N 03-04-06/6-46, УФНС по г. Москве от 09.02.2011 N 20-14/3/11817@).
Вот уж точно - мартышкин труд! Сначала работник должен обратиться в налоговую, чтобы получить уведомление на получение вычета у работодателя, а затем по окончании года составить налоговую декларацию и опять прийти в инспекцию, но теперь уже за остатком недоиспользованного вычета. А там подождать-то надо всего ничего - месяца 4 - 5 минимум: пока налоговики проведут камеральную проверку декларации и примут решение о возврате, затем сообщат о нем в Казначейство... Мы уже не говорим о том, что при таком подходе нагрузка возрастает и на налоговиков, им тоже приходится делать двойную работу.
Анализируя разъяснения Минфина России на тему имущественных вычетов у работодателя, обращаешь внимание, что вплоть до осени 2012 г. в своих ответах финансовое ведомство ни разу даже намеком не упоминало о п. 3 ст. 226 НК РФ, в котором как раз и содержится алгоритм исчисления НДФЛ с доходов резидентов (напомним, имущественный вычет предоставляется только им).
И вот в сентябре прошлого года появляется первое письмо Министерства финансов РФ, в котором наконец-то прозвучала фраза: "...исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период" (Письмо Минфина России от 14.09.2012 N 03-04-08/4-301).
Неужели появился свет в конце туннеля? К сожалению, нет. Прозрения у финансового ведомства не произошло. Радоваться налогоплательщикам и их налоговым агентам рано. Выводы чиновников те же: вычет предоставляется начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился за его предоставлением. Кстати, аналогичный ответ был дан Минфином России в канун 2013 г. (Письмо от 29.12.2012 N 03-04-06/4-374).
Итак, что мы имеем? Если работник получил уведомление на вычет и обратился в бухгалтерию своей организации с заявлением на вычет в течение года, то он до окончания года и подачи декларации не сможет получить назад свои деньги, удержанные и перечисленные в бюджет до момента подачи декларации, поскольку финансовое ведомство не считает их излишне удержанными. То есть право на возврат излишне уплаченного налога у человека есть, а получить реальные деньги он не может. Обидно? Конечно! Ведь для чего законодатели в 2005 г. добавили в ст. 220 п. 3? Для того чтобы люди, имеющие право на имущественный вычет, как можно скорее, без ненужных проволочек, получили его.

Вычет по закону

А теперь давайте посмотрим, что нам говорит об имущественном вычете у работодателя непосредственно НК РФ.
Для начала выясним, как определяется налоговая база резидента. Это сумма доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных НК РФ (п. 3 ст. 210). То есть налоговая база определяется нарастающим итогом за весь налоговый период.
При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов (п. 1 ст. 220 НК РФ). Нигде в тексте ст. 220 НК РФ не сказано о том, что имущественный вычет предоставляется работодателем только в отношении доходов, полученных работником после подачи заявления и уведомления! Кроме того, в ней прямо говорится о доходах налогоплательщика по итогам налогового периода (п. 3 ст. 220 НК РФ). Да и само уведомление, которое налоговый орган выдает работнику, подтверждает его право на вычет по НДФЛ за целый год, а не за отдельные месяцы (утв. Приказом ФНС России от 25.12.2009 N ММ-7-3/714@).
Алгоритм исчисления НДФЛ тоже четко регламентирован: налоговая база (доходы минус вычеты) облагается налогом по ставке 13%, а затем из нее вычитается налог, ранее исчисленный в предыдущих месяцах (п. 3 ст. 226 НК РФ).

Пример. Предоставление имущественного вычета работодателем
Работник организации, получающий ежемесячную заработную плату в сумме 100 тыс. руб., в декабре 2012 г. принес в бухгалтерию заявление о предоставлении ему имущественного вычета и уведомление из налоговой, подтверждающее его право на вычет на 2012 г. в сумме 2 млн руб. До декабря с заработной платы сотрудника был удержан и перечислен НДФЛ в сумме 143 тыс. руб. (100 тыс. руб/мес. x 11 мес. x 13%).
Решение. По итогам декабря бухгалтер:
1) определяет всю сумму дохода работника нарастающим итогом с начала налогового периода: 100 тыс. руб/мес. x 12 мес. = 1,2 млн руб.;
2) уменьшает доходы работника на сумму имущественного вычета: 1,2 млн руб. - 2 млн руб. = 0 руб. (если сумма вычетов больше доходов, налоговая база принимается равной 0 (п. 3 ст. 210 НК РФ));
3) определяет сумму НДФЛ по итогам налогового периода: 0 руб. x 13% = 0 руб.;
4) определяет сумму НДФЛ, излишне удержанную с доходов работника и подлежащую возврату: 0 руб. - 143 тыс. руб. = -143 тыс. руб.

Как вернуть излишне удержанный НДФЛ? Об этом подробно написано в п. 1 ст. 231 НК РФ. Это делается на основании письменного заявления работника, а деньги возвращаются на счет работника, открытый в банке. Причем возврат НДФЛ может быть произведен за счет сумм налога, подлежащих перечислению в бюджет и по другим работникам, с доходов которых налоговый агент производит удержание НДФЛ. Заметьте, указанной нормой НК РФ установлен порядок возврата излишне удержанного налога независимо от причин, по которым это удержание произошло. Нет ни слова в ней и о том, что налог, удержанный за период до подачи заявления и уведомления, возвращает инспекция. И в ней, кстати, прямо сказано: налогоплательщик за возвратом налога может обратиться в инспекцию только в том случае, если отсутствует налоговый агент!
Что касается пресловутого п. 4 ст. 220 НК РФ, на который так любит ссылаться Минфин России в своих письмах, нужно отметить следующее. Мы не зря привели его практически дословно. Ведь как читают НК РФ суды? Так, как он написан. А написано там предельно ясно: если после подачи заявления налоговый агент удержал налог, он подлежит возврату! И все. Частный и весьма неприятный случай. Мы надеемся, что среди наших читателей бухгалтеров, которые так поступают, нет. И поэтому говорить дальше о п. 4 не имеет никакого смысла.
В заключение - пара фраз о том, что будет, если бухгалтер проигнорирует письма Минфина. Ничего. Ничего ему не будет. Ведь ответственность у нас предусмотрена за нарушение налогового законодательства, а не за невыполнение разъяснений Минфина России. А вот за нарушение порядка исчисления и перечисления НДФЛ ответственность установлена (ст. 123 НК РФ). Поэтому следует хорошо подумать, как поступить в аналогичной ситуации. Кроме того, мы уже неоднократно сталкивались с тем, что финансовое ведомство зачастую меняет свое мнение на диаметрально противоположное. Не исключено, что в ближайшее время финансисты "передумают" и по этому поводу.
Позицию Минфина России понять можно: чиновники любыми путями готовы отсрочить возврат налогов из бюджета. А вот надо ли это вам и вашим работникам?

Комментариев нет:

Отправить комментарий