Как известно, работник при
покупке жилья может получить имущественный вычет у своего работодателя, не
дожидаясь окончания года (п. 3 ст. 220 НК
РФ). Однако ситуация с такими вычетами на сегодняшний день достаточно запутана.
А запутал ее не кто иной, как Минфин России. Дело в том, что финансовое
ведомство предлагает свой вариант получения имущественного вычета. Но его
правомерность у многих вызывает сомнение. Стоит ли руководствоваться
разъяснениями министерства или все-таки сделать так, как это предписывает НК РФ? Что будет,
если налоговый агент "ослушается"? Расскажем обо всем по порядку.
Вычет
"по-минфиновски"
Еще несколько лет назад
сотрудники Минфина России говорили, что имущественный вычет может быть
предоставлен работнику по всем доходам, полученным им с начала года (Письма
Минфина от 13.02.2007 N 03-04-06-01/35,
от 02.04.2007 N 03-04-06-01/103).
Кстати, так же считали и московские налоговики (Письма УФНС России по г. Москве
от 01.03.2010 N 20-14/4/020675,
от 19.03.2010 N 20-14/4/029090@).
То есть если даже в декабре сотрудник принес в свою организацию заявление на
вычет, подкрепив его уведомлением из
налоговой, бухгалтер мог пересчитать ему сумму налога за весь год и вернуть
излишне удержанное.
Однако в 2010 г. позиция финансового
ведомства резко меняется. Минфин России ни с того ни с сего (ведь никаких
изменений налогового законодательства в части исчисления налога и предоставления
имущественного вычета не было!) приходит к выводу, что суммы налога, удержанные
налоговым агентом до получения им заявления и уведомления, не являются
"излишне удержанными" и, соответственно, возврату работнику не
подлежат (Письма Минфина от 12.04.2010 N 03-04-06/9-72, от
11.05.2010 N 03-04-06/9-94, от
28.10.2010 N 03-04-05/7-647).
Затем события развивались
следующим образом. В 2011 г.
ст. 220 НК РФ, регламентирующая порядок предоставления имущественного вычета,
дополняется новым п. 4. Учитывая, что
сейчас копья скрещиваются в основном по этому пункту, приведем его дословно:
"В случае, если после представления налогоплательщиком в установленном
порядке заявления налоговому агенту о получении имущественного налогового
вычета... налоговый агент неправомерно удержал налог без учета данного
имущественного налогового вычета, сумма излишне удержанного после получения
заявления налога подлежит возврату налогоплательщику...". И теперь уже
контролирующие органы в своих разъяснениях о запрете на возврат налога,
удержанного до момента получения заявления, делают ссылку на эту новую норму.
Понятно, что при таком
развитии событий у многих работников оставались суммы недоиспользованного
вычета. Как их получить? Сначала Минфин России предлагал лишь один способ: у
работодателя в последующих налоговых периодах, взяв из инспекции новое
уведомление на следующий год (Письмо от
08.02.2011 N 03-04-06/7-20). Но позже и финансисты, и московские налоговики
согласились с тем, что работник может получить остаток вычета по окончании года
при подаче в инспекцию налоговой декларации (Письма Минфина России от
21.03.2011 N 03-04-06/6-46,
УФНС по г. Москве от 09.02.2011 N 20-14/3/11817@).
Вот уж точно - мартышкин
труд! Сначала работник должен обратиться в налоговую, чтобы получить
уведомление на получение вычета у работодателя, а затем по окончании года
составить налоговую декларацию и опять прийти в инспекцию, но теперь уже за
остатком недоиспользованного вычета. А там подождать-то надо всего ничего -
месяца 4 - 5 минимум: пока налоговики проведут камеральную проверку декларации
и примут решение о возврате, затем сообщат о нем в Казначейство... Мы уже не
говорим о том, что при таком подходе нагрузка возрастает и на налоговиков, им
тоже приходится делать двойную работу.
Анализируя разъяснения
Минфина России на тему имущественных вычетов у работодателя, обращаешь
внимание, что вплоть до осени 2012
г. в своих ответах финансовое ведомство ни разу даже
намеком не упоминало о п. 3 ст. 226 НК РФ,
в котором как раз и содержится алгоритм исчисления НДФЛ с доходов резидентов
(напомним, имущественный вычет предоставляется только им).
И вот в сентябре прошлого
года появляется первое письмо Министерства финансов РФ, в котором наконец-то
прозвучала фраза: "...исчисление сумм налога производится налоговыми агентами
нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца
применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая
ставка, установленная п. 1 ст. 224
Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период" (Письмо Минфина
России от 14.09.2012 N 03-04-08/4-301).
Неужели появился свет в
конце туннеля? К сожалению, нет. Прозрения у финансового ведомства не
произошло. Радоваться налогоплательщикам и их налоговым агентам рано. Выводы
чиновников те же: вычет предоставляется начиная с месяца, в котором
налогоплательщик обратился за его предоставлением. Кстати, аналогичный ответ
был дан Минфином России в канун 2013
г. (Письмо от
29.12.2012 N 03-04-06/4-374).
Итак, что мы имеем? Если
работник получил уведомление на вычет и обратился в бухгалтерию своей
организации с заявлением на вычет в течение года, то он до окончания года и
подачи декларации не сможет получить назад свои деньги, удержанные и
перечисленные в бюджет до момента подачи декларации, поскольку финансовое
ведомство не считает их излишне удержанными. То есть право на возврат излишне
уплаченного налога у человека есть, а получить реальные деньги он не может.
Обидно? Конечно! Ведь для чего законодатели в 2005 г. добавили в ст. 220 п. 3? Для того
чтобы люди, имеющие право на имущественный вычет, как можно скорее, без
ненужных проволочек, получили его.
Вычет по
закону
А теперь давайте
посмотрим, что нам говорит об имущественном вычете у работодателя
непосредственно НК РФ.
Для начала выясним, как
определяется налоговая база резидента. Это сумма доходов, подлежащих
налогообложению, уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных НК РФ
(п. 3 ст. 210). То
есть налоговая база определяется нарастающим итогом за весь налоговый период.
При определении размера
налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественных
налоговых вычетов (п. 1 ст. 220 НК
РФ). Нигде в тексте ст. 220 НК РФ не
сказано о том, что имущественный вычет предоставляется работодателем только в
отношении доходов, полученных работником после подачи заявления и уведомления!
Кроме того, в ней прямо говорится о доходах налогоплательщика по итогам налогового периода (п. 3 ст. 220 НК
РФ). Да и само уведомление,
которое налоговый орган выдает работнику, подтверждает его право на вычет по
НДФЛ за целый год, а не за отдельные месяцы (утв. Приказом ФНС России от
25.12.2009 N ММ-7-3/714@).
Алгоритм исчисления НДФЛ
тоже четко регламентирован: налоговая база (доходы минус вычеты) облагается
налогом по ставке 13%, а затем из нее вычитается налог, ранее исчисленный в
предыдущих месяцах (п. 3 ст. 226 НК
РФ).
Пример. Предоставление
имущественного вычета работодателем
Работник организации,
получающий ежемесячную заработную плату в сумме 100 тыс. руб., в декабре 2012 г. принес в бухгалтерию
заявление о предоставлении ему имущественного вычета и уведомление из
налоговой, подтверждающее его право на вычет на 2012 г. в сумме 2 млн руб.
До декабря с заработной платы сотрудника был удержан и перечислен НДФЛ в сумме
143 тыс. руб. (100 тыс. руб/мес. x 11 мес. x 13%).
Решение. По итогам декабря
бухгалтер:
1) определяет всю сумму
дохода работника нарастающим итогом с начала налогового периода: 100 тыс.
руб/мес. x 12 мес. = 1,2 млн руб.;
2) уменьшает доходы
работника на сумму имущественного вычета: 1,2 млн руб. - 2 млн руб. = 0 руб.
(если сумма вычетов больше доходов, налоговая база принимается равной 0 (п. 3 ст. 210 НК
РФ));
3) определяет сумму НДФЛ
по итогам налогового периода: 0 руб. x 13% = 0 руб.;
4) определяет сумму НДФЛ,
излишне удержанную с доходов работника и подлежащую возврату: 0 руб. - 143 тыс.
руб. = -143 тыс. руб.
Как вернуть излишне
удержанный НДФЛ? Об этом подробно написано в п. 1 ст. 231 НК РФ.
Это делается на основании письменного заявления работника, а деньги
возвращаются на счет работника, открытый в банке. Причем возврат НДФЛ может
быть произведен за счет сумм налога, подлежащих перечислению в бюджет и по
другим работникам, с доходов которых налоговый агент производит удержание НДФЛ.
Заметьте, указанной нормой НК РФ
установлен порядок возврата излишне удержанного налога независимо от причин, по
которым это удержание произошло. Нет ни слова в ней и о том, что налог,
удержанный за период до подачи заявления и уведомления, возвращает инспекция. И
в ней, кстати, прямо сказано: налогоплательщик за возвратом налога может
обратиться в инспекцию только в том случае, если отсутствует налоговый агент!
Что касается пресловутого п. 4 ст. 220 НК РФ,
на который так любит ссылаться Минфин России в своих письмах, нужно отметить
следующее. Мы не зря привели его практически дословно. Ведь как читают НК РФ суды? Так,
как он написан. А написано там предельно ясно: если после подачи заявления
налоговый агент удержал налог, он подлежит возврату! И все. Частный и весьма
неприятный случай. Мы надеемся, что среди наших читателей бухгалтеров, которые
так поступают, нет. И поэтому говорить дальше о п. 4 не имеет
никакого смысла.
В заключение - пара фраз о
том, что будет, если бухгалтер проигнорирует письма Минфина. Ничего. Ничего ему
не будет. Ведь ответственность у нас предусмотрена за нарушение налогового
законодательства, а не за невыполнение разъяснений Минфина России. А вот за
нарушение порядка исчисления и перечисления НДФЛ ответственность установлена (ст. 123 НК РФ).
Поэтому следует хорошо подумать, как поступить в аналогичной ситуации. Кроме
того, мы уже неоднократно сталкивались с тем, что финансовое ведомство зачастую
меняет свое мнение на диаметрально противоположное. Не исключено, что в
ближайшее время финансисты "передумают" и по этому поводу.
Позицию Минфина России
понять можно: чиновники любыми путями готовы отсрочить возврат налогов из
бюджета. А вот надо ли это вам и вашим работникам?
Комментариев нет:
Отправить комментарий