суббота, 15 июня 2013 г.

Налоговые риски: взгляд ФНС



Какие компании в наибольшей степени привлекают внимание проверяющих из налоговых инспекций? Ответ на этот вопрос дали сами представители ФНС России. Благодаря этой информации налогоплательщики могут самостоятельно оценить свою финансово-хозяйственную деятельность и в случае необходимости устранить найденные неточности. Речь идет о 12 основных Критериях.

Низкая налоговая нагрузка

Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Показатель налоговой нагрузки определяется как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата.

Многолетние убытки

Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение двух и более календарных лет.

Большие вычеты

Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89 процентов за период 12 месяцев.

Несоответствие темпов роста доходов и расходов

Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности по налогу на прибыль с аналогичными показателями, отраженными в финансовой отчетности.

Низкие зарплаты

Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ. Информацию о статистических показателях среднего уровня данного показателя можно получить в Росстате: на официальном сайте (www.gks.ru), в сборниках экономико-статистических материалов, публикуемых Росстатом (статистический сборник, бюллетень и др.), или отправив запрос в территориальный орган Росстата или налоговую (ИФНС или УФНС).

"Спецрежимные" лимиты постоянно на грани дозволенного

Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом величин показателей, предоставляющих налогоплательщикам право применять специальные налоговые режимы. Принимается во внимание приближение (менее 5 процентов) к предельному значению установленных величин показателей, влияющих на исчисление одного из "спецрежимных" налогов два раза и более в течение календарного года.

Предприниматель в точке безубыточности

Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. В отношении НДФЛ от предпринимательской деятельности: доля профессиональных налоговых вычетов, заявленных в налоговых декларациях предпринимателей, в общей сумме их доходов превышает 83 процента.

Контрагенты-перекупщики

Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). Здесь оценивается также наличие обстоятельств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды (указаны в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53).

Нежелание объясняться с налоговой

Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно: выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете); противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах; несоответствия информации, представленной налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у инспекции, и полученных в ходе проверки. Речь идет о ситуациях, когда инспекторы направляли уведомление о вызове налогоплательщика с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления.

"Миграция" между налоговыми инспекциями

Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения. Два случая и более с момента госрегистрации юрлица представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы. В данном случае исследуются ситуации, когда смена адреса влечет необходимость изменения места постановки на учет по местонахождению данного налогоплательщика-организации.

Рентабельность ниже средней по отрасли

Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. В части налога на прибыль организаций рассматривается отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухучета от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10 процентов и более.

Рисковый бизнес

Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. ФНС России по результатам контрольной работы, с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики, определяет наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды. Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков".
При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать наличие:
- личных контактов руководства компании-поставщика и руководства организации-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
- документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о расположении складских, производственных и торговых площадей;
- документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- сведений о способе получения информации о контрагенте (реклама в СМИ, рекомендации партнеров или других лиц, сайт контрагента и т.п.);
- информации о госрегистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).
Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделки, совершенные с таким контрагентом, могут быть признаны сомнительными.

Дополнительные рекомендации

При наличии вышеперечисленных обстоятельств ФНС России предлагает оценить еще несколько факторов. Так, дополнительно повышает такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:
- контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
- наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафные санкции, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
- отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора;
- наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
- приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физлицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);
- отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности;
- выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения;
- существенная доля расходов по сделке с "проблемными" контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.
Чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.

Методы снижения рисков

Так что же делать компаниям, которые выявили у себя обстоятельства, свидетельствующие о наличии риска? По мнению налогового ведомства, таким фирмам, а также всем тем, кто хочет обезопасить себя на будущее (полностью исключить указанные риски), рекомендуется следующее.
Во-первых, необходимо исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период.
А во-вторых, следует уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых ими для снижения данных рисков (уточнении налоговых обязательств), для возможности своевременного учета откорректированных налоговых обязательств при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок. Для этого в инспекцию нужно подать уточненные налоговые декларации по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском. Помимо этого можно представить пояснительную записку по форме, рекомендуемой ФНС России (Приложение N 5 к Приказу от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@).

Комментариев нет:

Отправить комментарий