Какие компании в
наибольшей степени привлекают внимание проверяющих из налоговых инспекций?
Ответ на этот вопрос дали сами представители ФНС России. Благодаря этой
информации налогоплательщики могут самостоятельно оценить свою
финансово-хозяйственную деятельность и в случае необходимости устранить
найденные неточности. Речь идет о 12 основных Критериях.
Низкая
налоговая нагрузка
Налоговая нагрузка у
данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в
конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Показатель налоговой
нагрузки определяется как соотношение суммы уплаченных налогов по данным
отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным
Росстата.
Многолетние
убытки
Отражение в бухгалтерской
или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в
течение двух и более календарных лет.
Большие
вычеты
Отражение в налоговой
отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Доля
вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой
базы налога равна либо превышает 89 процентов за период 12 месяцев.
Несоответствие
темпов роста доходов и расходов
Опережающий темп роста
расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по
данным налоговой отчетности по налогу на прибыль с аналогичными показателями,
отраженными в финансовой отчетности.
Низкие
зарплаты
Выплата среднемесячной
заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической
деятельности в субъекте РФ. Информацию о статистических показателях среднего
уровня данного показателя можно получить в Росстате: на официальном сайте
(www.gks.ru), в сборниках экономико-статистических материалов, публикуемых
Росстатом (статистический сборник, бюллетень и др.), или отправив запрос в
территориальный орган Росстата или налоговую (ИФНС или УФНС).
"Спецрежимные"
лимиты постоянно на грани дозволенного
Неоднократное приближение
к предельному значению установленных Налоговым кодексом величин
показателей, предоставляющих налогоплательщикам право применять специальные
налоговые режимы. Принимается во внимание приближение (менее 5 процентов) к
предельному значению установленных величин показателей, влияющих на исчисление
одного из "спецрежимных" налогов два раза и более в течение
календарного года.
Предприниматель
в точке безубыточности
Отражение индивидуальным
предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода,
полученного за календарный год. В отношении НДФЛ от предпринимательской
деятельности: доля профессиональных налоговых вычетов, заявленных в налоговых
декларациях предпринимателей, в общей сумме их доходов превышает 83 процента.
Контрагенты-перекупщики
Построение
финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с
контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов")
без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). Здесь
оценивается также наличие обстоятельств, свидетельствующих о получении
налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды (указаны в Постановлении
Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006
г. N 53).
Нежелание
объясняться с налоговой
Непредставление
налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении
несоответствия показателей деятельности. Отсутствие без объективных причин
пояснений налогоплательщика относительно: выявленных в ходе камеральной
налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете); противоречий между
сведениями, содержащимися в представленных документах; несоответствия
информации, представленной налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в
документах, имеющихся у инспекции, и полученных в ходе проверки. Речь идет о
ситуациях, когда инспекторы направляли уведомление о
вызове налогоплательщика с требованием представить в течение пяти дней
необходимые пояснения или внести соответствующие исправления.
"Миграция"
между налоговыми инспекциями
Неоднократное снятие с
учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с
изменением места нахождения. Два случая и более с момента госрегистрации юрлица
представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган
заявления о
государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы. В
данном случае исследуются ситуации, когда смена адреса влечет необходимость
изменения места постановки на учет по местонахождению данного
налогоплательщика-организации.
Рентабельность
ниже средней по отрасли
Значительное отклонение
уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности
для данной сферы деятельности по данным статистики. В части налога на прибыль
организаций рассматривается отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по
данным бухучета от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному
виду деятельности по данным статистики на 10 процентов и более.
Рисковый
бизнес
Ведение
финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. ФНС России по
результатам контрольной работы, с учетом досудебного урегулирования споров с
налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики, определяет наиболее
распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким
налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.
Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким
налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в
разделе "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков".
При оценке налоговых
рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми
контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать наличие:
- личных контактов
руководства компании-поставщика и руководства организации-покупателя при
обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
- документального
подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа,
удостоверяющего его личность;
- информации о фактическом
местонахождении контрагента, а также о расположении складских, производственных
и торговых площадей;
- документального
подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа,
удостоверяющего его личность;
- сведений о способе
получения информации о контрагенте (реклама в СМИ, рекомендации партнеров или
других лиц, сайт контрагента и т.п.);
- информации о
госрегистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России
www.nalog.ru).
Наличие подобных признаков
свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента
налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделки,
совершенные с таким контрагентом, могут быть признаны сомнительными.
Дополнительные
рекомендации
При наличии
вышеперечисленных обстоятельств ФНС России предлагает оценить еще несколько
факторов. Так, дополнительно повышает такие риски одновременное присутствие
следующих обстоятельств:
- контрагент, имеющий
вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
- наличие в договорах
условий, отличающихся от существующих правил делового оборота (например,
длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или
гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров
штрафные санкции, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
- отсутствие очевидных
свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента
производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров,
имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий
договора;
- наличие обоснованных
сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с
учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение
работ или оказание услуг;
- приобретение через
посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно
производится физлицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция,
вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);
- отсутствие реальных
действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности;
- выпуск, покупка/продажа
контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а
также выдача/получение займов без обеспечения;
- существенная доля
расходов по сделке с "проблемными" контрагентами в общей сумме затрат
налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования
целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного
экономического эффекта от ее осуществления и т.п.
Чем больше
вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях
налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.
Методы
снижения рисков
Так что же делать
компаниям, которые выявили у себя обстоятельства, свидетельствующие о наличии
риска? По мнению налогового ведомства, таким фирмам, а также всем тем, кто
хочет обезопасить себя на будущее (полностью исключить указанные риски),
рекомендуется следующее.
Во-первых, необходимо
исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за
соответствующий период.
А во-вторых, следует
уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых ими для снижения данных рисков
(уточнении налоговых обязательств), для возможности своевременного учета
откорректированных налоговых обязательств при отборе объектов для проведения
выездных налоговых проверок. Для этого в инспекцию нужно подать уточненные
налоговые декларации по налогам за те периоды, в которых осуществлялась
деятельность с высоким налоговым риском. Помимо этого можно представить
пояснительную записку по форме,
рекомендуемой ФНС России (Приложение N 5 к Приказу от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@).
Комментариев нет:
Отправить комментарий