Не секрет, что
предпринимателям в нашей стране живется несладко. Особенно непросто приходится
начинающим бизнесменам - ощутить все тягости российской действительности в
полной мере каждый может на себе: начиная от происков конкурентов, регулярного
посещения проверяющих и заканчивая инициативами законодателей. О том, как в это
непростое время выжить новичкам в бизнесе, "МБ" рассказал
председатель Комитета по правовым вопросам Ассоциации молодых предпринимателей
России (АМПР) Сергей Варламов.
- Сергей Александрович, за последние несколько месяцев около 200 тыс.
человек свернули бизнес, сдав свидетельства о своей предпринимательской
деятельности. С чем связана такая массовость?
- Такие цифры
свидетельствуют о том, что в нашей стране пока не созданы условия для развития
успешного бизнеса. Не секрет, что сегодня многие сферы поделены крупными
игроками и у начинающих предпринимателей нет возможности туда втиснуться.
Заявления властей о
необходимости помогать малому бизнесу часто представляют собой лишь декларации
о намерениях. На деле же реальной поддержки, позволяющей эффективно развивать
бизнес в условиях жесткой конкуренции, не ощущается.
- Премьер-министр Дмитрий Медведев поставил задачу - увеличить к 2020 г. долю малого и
среднего бизнеса в столице до 60 - 70%. При нынешней ситуации не верится, что
это возможно...
- В современных условиях
это нереально. Для достижения таких показателей необходимы системные изменения.
- Многие российские предприниматели одной из главных проблем делового
климата в России называют отсутствие достаточного уровня безопасности - как для
бизнеса, так и для них лично. Вы разделяете подобную позицию?
- Трудно не согласиться с
этим мнением. Действительно, многие российские предприниматели чувствуют себя
незащищенными, и причина тому - несовершенство судебной, правоохранительной и
налоговой систем.
Сегодня созданы такие
условия, когда у бизнесменов в большинстве случаев не получается работать без
нарушений законодательства. И, что самое печальное, эти нарушения могут быть
использованы против самих предпринимателей, позволяя при участии
заинтересованных лиц "уничтожить" любой бизнес.
- Есть и другая позиция. По мнению генпрокурора Юрия Чайки, основным
препятствием для ведения бизнеса является незаконное вмешательство
правоохранительных органов в работу предпринимателей (зачастую оно приводит к
"разрушительным" последствиям вплоть до банкротства предприятий). На
ваш взгляд, это действительно самая острая проблема?
- Вопросы, связанные с
"защитой бизнеса", сегодня у всех на устах. Более того, высшее
руководство страны уделяет этой теме пристальное внимание.
Справедливости ради стоит
отметить, что активность силовиков в последние годы значительно снизилась.
Кардинально повлияла на ситуацию реформа МВД: сокращение оперативных
подразделений, занимающихся выявлением налоговых и экономических преступлений,
привело и к уменьшению числа проверок. К тому же права полиции, ранее
позволявшие активно вмешиваться в предпринимательскую деятельность, были
существенно урезаны на законодательном уровне.
На мой взгляд,
вмешательство правоохранительных органов в работу бизнесменов не самая острая
проблема для предпринимателей. Главными помехами для ведения бизнеса в первую
очередь являются нестабильность и несовершенство налоговой системы и коррупция
в сфере госзакупок.
- Давайте поговорим о вступившем в силу с 1 января 2013 г. Законе "О бухгалтерском учете". Претензий со стороны
бизнес-сообщества к этому документу немало...
- До принятия Закона "О
бухгалтерском учете" бизнесмен, начиная свое дело, мог выбрать самый
простой способ ведения расчетов с бюджетом - упрощенную систему
налогообложения. При этом острой необходимости брать в штат бухгалтера, по
крайней мере на первых порах, не было.
С 1 января 2013 г. ситуация изменилась
в корне: организации, находящиеся на упрощенной системе налогообложения,
поголовно обязали вести бухучет в полном объеме.
Данное нововведение сильно
ударило по новичкам: справиться самостоятельно, без помощи бухгалтеров, для
большинства оказалось непосильной ношей. Поэтому в настоящее время АМПР
подготовила повторное обращение к депутатам Госдумы, чтобы внести изменения в
текст законопроекта
"О бухучете". Надеюсь, что на этот раз законодатели услышат голос
предпринимательского сообщества.
- Пока же, насколько я понимаю, без бухгалтера новичкам никак не
обойтись?
- Не секрет, что для
молодых предпринимателей бухгалтерия - главный "тормоз" развития. На
старте собственного дела всегда возникает множество вопросов, присутствуют как
обоснованные, так и совершенно иррациональные страхи (к примеру, страх наказания
за допущенные по неосторожности ошибки).
Скорее всего, в данной
ситуации без бухгалтера не обойтись. Есть еще один вариант - пройти обучение
самостоятельно, досконально разобраться во всех тонкостях ведения бухгалтерии.
Правда, у него есть один существенный минус: слишком затратно по времени. Ведь,
чтобы постичь все азы бухгалтерии, придется забросить бизнес, а это
недопустимо.
Налицо дополнительные
риски и неоправданные расходы. Таким образом, государство, призывая помогать
малому и среднему бизнесу, противоречит себе, возводя на пути предпринимателей
глухую стену. Напряженный информационный фон вокруг нового Закона о бухучете,
а также отсутствие грамотно структурированной и, что еще более важно,
изложенной простым языком информации, к огромному сожалению,
"отпугнут" потенциальных предпринимателей.
- Вы высказали идею создания так называемого черного списка
бизнесменов-мошенников. Насколько данная мера очистит предпринимательское
сообщество? Как быть с опытными мошенниками - они-то за собой следов не
оставляют?..
- Конечно, крупные
мошенники не оставляют документальных следов. И, скорее всего, в первое время
их имена в данном списке не появятся. Однако с чего-то нужно начинать. В
бизнесе важную роль играет репутация. Поэтому сама перспектива попасть в
"черный список" пугает, и, на мой взгляд, это будет способствовать
самоочищению в предпринимательской среде.
Хочу подчеркнуть, что на
портале "Гильдии надежного бизнеса", который сейчас находится на
финальной стадии подготовки, будут публиковаться данные не на всех
подозреваемых в мошенничестве, а только на тех, чьи обманные действия могут
быть доказаны документально. То есть использовать этот ресурс в целях недобросовестной
конкуренции будет невозможно.
- Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин вновь предложил
создать финансовую полицию. Бизнесу, на ваш взгляд, от этого станет легче или
благая инициатива, как всегда, может не оправдать ожиданий?
- Вряд ли бизнесу станет
легче, если появится еще одна проверяющая структура. С идеей создания
финансовой полиции можно согласиться при одном условии: у полиции полностью
отберут право проводить проверки. По-другому не получится. Иначе мы получим
ситуацию, когда не будет даже номинального разграничения "сфер
контроля": бизнес будут проверять как МВД, так и финансовая полиция. К
примеру, сегодня в офис компании приходит "обычная" полиция и
проверяет ряд сделок на предмет перечисления денег в качестве скрытой взятки
чиновнику, а завтра к вам в гости пожалует финансовая полиция с проверкой тех
же сделок, только на предмет возможного уклонения от уплаты налогов.
- На какие проекты АМПР в этом году "бросит" свои силы в
первую очередь? Назовите приоритетные задачи, которые вы перед собой поставили.
- На протяжении почти 6
лет существования нашей организации главная задача остается неизменной -
всесторонняя поддержка проектов и инициатив молодых предпринимателей. Вместе с
тем в этом году мы также планируем сосредоточить силы на развитии четырех
федеральных проектов: "Гильдия надежного бизнеса",
"Бизнес-навигатор", "Здравоохранение 2.0" и
"Законодательные инициативы".
- Ассоциация молодых предпринимателей России начала разработку Кодекса
этики предпринимателей. Что это за кодекс, кто будет устанавливать его нормы и
правила?
- Любой этический кодекс -
это свод норм, которые носят рекомендательный характер для какого-либо
сообщества людей. Необходимость разработать подобный документ в
предпринимательской среде назревала давно. Мы надеемся получить широкую
поддержку бизнес-сообщества.
АМПР не будет навязывать
свои "10 заповедей предпринимателя". 1 февраля 2013 г. мы начали сбор
предложений и пожеланий от бизнесменов и уже к апрелю планируем подготовить
несколько вариантов, которые впоследствии будут доработаны экспертами и
объединены в кодекс.
- Можно вас попросить "нарисовать" портрет начинающего
предпринимателя?
- Начиная свой бизнес,
человек попадает в условия, когда он должен принимать решения самостоятельно,
"создавать" бизнес, воплощая задуманное на бумаге в жизнь. Многие
хорошие бизнес-идеи умирают из-за неспособности начинающих предпринимателей
"монетизировать" свои перспективные задумки.
Как ни странно, среди
новичков в бизнесе встречается не так много детей богатых влиятельных
родителей. В принципе это объяснимо: у таких отпрысков, несмотря на наличие
серьезного капитала, отсутствует мотивация, у них и так все есть. Как правило,
бизнес, "подаренный" родителями, либо остается на первоначальном
уровне, либо медленно, а иногда и быстро чахнет.
Портрет начинающего
предпринимателя таков: преимущественно мужчина до 35 лет, с высшим
образованием, хорошими организаторскими способностями. Люди старшего возраста
боятся рисковать и предпочитают трудиться в роли "наемников", нежели
открывать собственное дело.
Беседовала
Е.Петрова
Комментариев нет:
Отправить комментарий