четверг, 4 июля 2013 г.

Земельный налог для физических лиц



В каком порядке уплачивают земельный налог физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями? Какие для них предусмотрены льготы? Какая ответственность предусмотрена за неуплату земельного налога? Отвечаю на эти актуальные вопросы.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, признаются плательщиками земельного налога при условии, что земельный участок, являющийся объектом налогообложения, принадлежит им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ).
На сегодняшний день земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование физическим лицам не предоставляются, на что указывает п. 2 ст. 20 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ. Между тем до вступления в силу ЗК РФ, то есть до 25 октября 2001 г., физические лица имели возможность воспользоваться таким правом.
Право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения возникает у физического лица с момента государственной регистрации земельного участка (п. 1 ст. 131 ГК РФ, ст. 2 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Доказательством существования указанных прав является запись в Едином государственном реестре прав (ЕГРП). Если такой записи нет, доказательством регистрации данных прав служит государственный акт, свидетельство и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные физическому лицу до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП, либо акт о предоставлении земельного участка, изданный органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации").
Если налогоплательщики - организации или индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно, то налоговая база для каждого налогоплательщика - физического лица определяется налоговыми органами (п. 4 ст. 391 НК РФ). Налоговики определяют налоговую базу на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - органы кадастрового учета).
При этом органы кадастрового учета обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о расположенных на подведомственной им территории земельных участках, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах. Эти сведения органы кадастрового учета должны сообщать в течение 10 дней со дня регистрации (п. 11 ст. 396, п. 4 ст. 85 НК РФ). Помимо этого органы кадастрового учета обязаны ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с п. 11 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, представляют соответствующие сведения в электронном виде. В Письме Минэкономразвития России от 03.05.2011 N Д23-1831 отмечено, что Росреестром и Федеральной налоговой службой заключено Соглашение от 03.09.2010 N ММВ-27-11/9/37 "О взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы". На основании Соглашения Росреестр бесплатно в порядке информационного взаимодействия представляет в налоговые органы сведения, внесенные в Государственный кадастр недвижимости, и сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Налоговики рассчитывают налоговую базу, руководствуясь ст. ст. 390, 391 НК РФ, учитывая при этом, что налоговая база может быть уменьшена. Причем ее уменьшение возможно в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении (п. 5 ст. 391 НК РФ).
Такое право предоставляется только определенным категориям налогоплательщиков, к которым относятся:
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы.
Освобождение от уплаты налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджет в размерах, предусматриваемых налоговым законодательством, другими законодательными и нормативными актами РФ для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, предусмотрено ст. 3 Закона РФ от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы";
- инвалиды, имеющие I группу инвалидности, а также лица, имеющие II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г.;
- инвалиды с детства;
- ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий (лица, относимые к ветеранам Великой Отечественной войны, а также к ветеранам боевых действий, определяются в соответствии со ст. ст. 2 и 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах");
- физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки, в соответствии с:
- Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
- Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
- Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
- физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах.
Перечень лиц из подразделений особого риска установлен Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска";
- физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Следует отметить, что если налогоплательщику, входящему в одну из перечисленных выше категорий, принадлежат два земельных участка, расположенных на территории одного муниципального образования, то льгота, установленная п. 5 ст. 391 НК РФ, может быть применена только в отношении одного земельного участка. В том случае, если налогоплательщику принадлежат два земельных участка, которые находятся на территории разных муниципальных образований, данная льгота должна применяться в отношении двух земельных участков (Письмо Минфина России от 03.08.2009 N 03-05-06-02/72).
Для того чтобы налогоплательщик смог реализовать право на уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму (10 000 руб.), ему необходимо представить в налоговый орган по месту нахождения земельного участка документы, подтверждающие такое право (п. 6 ст. 391 НК РФ). Порядок и сроки представления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются местными властями, при этом срок представления документов не может быть установлен позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Обратите внимание: в случае, когда размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю, на что указывает п. 7 ст. 391 НК РФ. Иными словами, в такой ситуации физическому лицу - налогоплательщику земельный налог платить не нужно, при этом ему ничего не возвращается и не засчитывается в счет будущих платежей по этому налогу.
В Письме Минфина России от 08.08.2012 N 03-05-06-02/55 отмечено, что представительные органы муниципальных образований не вправе отменять налоговые льготы по земельному налогу, установленные гл. 31 НК РФ.
Между тем, как уже говорилось выше, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, в том числе размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Следует иметь в виду, что предоставляемая муниципальными образованиями (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) льгота действует только на территории этих муниципальных образований (названных субъектов РФ). Например, на территории г. Москвы действует Закон г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге", в п. 2 ст. 3.1 которого перечислены категории налогоплательщиков, для которых налоговая база, уменьшенная в соответствии с гл. 31 НК РФ на не облагаемую налогом сумму на одного налогоплательщика, на территории Москвы дополнительно уменьшается на 1 000 000 руб.
Для определенной категории налогоплательщиков - физических лиц НК РФ предусмотрена льгота в виде освобождения от уплаты земельного налога. К данной категории лиц относятся физические лица, причисленные к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины этих народов, но только в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (п. 7 ст. 395 НК РФ).
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 255.
Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждены Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р.
Федеральным законом от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ" (далее - Закон N 49-ФЗ) установлено, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов РФ образуются в виде особо охраняемых природных территорий по решению Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании.
Территории традиционного природопользования, согласно ст. 10 Закона N 49-ФЗ, включают в себя:
- поселения, в том числе имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;
- участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений;
- объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность.
Земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством РФ (абз. 2 ст. 11 Закона N 49-ФЗ).
Таким образом, не облагаются земельным налогом земельные участки, принадлежащие физическим лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общинам таких народов на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и находящиеся на территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов (Письмо Минфина России от 14.08.2009 N 03-06-06-03/8).
Аналогичное право, то есть право на льготу в виде освобождения от уплаты земельного налога, может быть предусмотрено и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на что указывает п. 2 ст. 387 НК РФ. Для реализации данного права налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту нахождения земельного участка документы, подтверждающие такое право (п. 10 ст. 396 НК РФ).
Уплата земельного налога осуществляется налогоплательщиками - физическими лицами на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ).
Поскольку обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговики должны направить налогоплательщику налоговое уведомление (ст. 52 НК РФ), в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, срок уплаты налога.
Передается налоговое уведомление лично налогоплательщику - физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом. При этом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Форма налогового уведомления утверждена Приказом ФНС России от 05.10.2010 N ММВ-7-14/479@ "Об утверждении формы налогового уведомления".
Порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом ФНС России от 23.05.2011 N ММВ-7-11/324@.
Не следует забывать, что налоговые органы имеют право направить налоговое уведомление на уплату земельного налога не более чем за три года, предшествующих календарному году его направления. То есть в 2013 г. налоговые органы могут прислать лишь уведомления на уплату земельного налога за 2012, 2011 и 2010 гг. В свою очередь налогоплательщики уплачивают земельный налог не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Таким образом, если налогоплательщик в 2013 г. получит налоговое уведомление об уплате земельного налога, который нужно было перечислить более трех лет назад, то такое уведомление можно проигнорировать.
Уплата земельного налога осуществляется налогоплательщиком в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в налоговом уведомлении (п. 6 ст. 58 НК РФ).
Следовательно, до дня получения физическим лицом налогового уведомления по земельному налогу обязанности по уплате этого налога у него не возникает (Письмо Минфина России от 02.12.2008 N 03-05-04-02/71).
В Письме Минфина России от 14.07.2010 N 03-05-04-01/38 разъясняется, что, в случае если до смерти физическое лицо, получившее налоговое уведомление, не исполнило обязанность по уплате указанной в нем суммы налога, возникшая задолженность, согласно п. 3 ст. 44 НК РФ, погашается наследниками в соответствии с п. 6 ст. 85 НК РФ в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ для оплаты наследниками долгов наследодателя. Налоговое уведомление об уплате задолженности направляется наследникам налоговым органом при получении им в соответствии с п. 6 ст. 85 НК РФ сообщения о выдаче наследникам свидетельств о праве на наследство.
Если физическим лицом до его смерти не было получено уведомление на уплату земельного налога, то при отсутствии обязанности по уплате налога не возникает и задолженности по нему у его наследников.
В связи с этим в случае, когда на момент исчисления (перерасчета) сумм земельного налога у налогового органа имеется информация о смерти физического лица - налогоплательщика по соответствующему налогу, исчисление (перерасчет) сумм налога в отношении этого лица не производится.
Исчисленные налоговым органом суммы земельного налога, по которому налоговое уведомление не было получено физическим лицом до его смерти, подлежат списанию налоговым органом.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате земельного налога налогоплательщику направляется требование об уплате налога (абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ), которое представляет собой письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму.
Форма требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) утверждена Приказом ФНС России 16.04.2012 N ММВ-7-8/238@.
Если налогоплательщик не уплатил сумму земельного налога или уплатил не полностью в установленный срок, то производится взыскание налога в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В случае несвоевременной уплаты земельного налога начисляется пеня. Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах (ст. 75 НК РФ).
Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Определяется пеня за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.
Принудительное взыскание пеней с физических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
Может возникнуть ситуация, когда налоговым органом неправильно исчисляется сумма налога, что влечет излишнюю уплату (взыскание) налога на основании налогового уведомления. В этом случае налоговым органом должен быть произведен перерасчет, а сумма излишне уплаченного (взысканного) налога подлежит зачету (возврату) в порядке и сроки, установленные ст. ст. 78, 79 НК РФ.
В результате ошибки при исчислении налога может возникнуть не только переплата суммы налога, но и недоимка. В Письме Минфина России от 17.12.2008 N 03-05-04-02/75 разъяснено, что в такой ситуации налогоплательщик обязан доплатить сумму земельного налога, но только после получения налогового уведомления, в котором указана уточненная сумма. Если земельный налог на основании уведомления уплачен налогоплательщиком в установленный срок, оснований для начисления пеней и привлечения его к ответственности нет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий