пятница, 26 июля 2013 г.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА - ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА



С 27 февраля 2013 г. на официальном сайте ФНС (www.nalog.ru) действует новый интерактивный сервис "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица". О том, что он дает налогоплательщикам-организациям и как с ним работать, - в предложенном материале.

С 1 октября 2012 г. на сайте ФНС действует интерактивный сервис "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц". Общее число пользователей в настоящее время превышает 2,2 млн. Поскольку сегодня процент россиян - физических лиц, которые имеют электронную подпись, крайне незначителен, аутентификация в "Личном кабинете" для физических лиц осуществляется по логину и паролю. Для обеспечения конфиденциальности данных обязательна личная явка в налоговую инспекцию. При этом число пользователей данным сервисом постоянно увеличивается.
И вот ФНС пошла дальше и запустила новый аналогичный сервис для налогоплательщиков - юридических лиц. Правда, пока в режиме пилотного проекта.
Где находится данный сервис? Сервис "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" находится на официальном сайте ФНС в разделе "Электронные услуги".
Кто может воспользоваться данным сервисом? В рамках пилотного проекта сервис будет доступен налогоплательщикам, состоящим на учете по месту нахождения в следующих инспекциях:
- в инспекциях г. Москвы: N N 2, 4, 20, 21, 23, 33, 45, 48, 50;
- в инспекциях Московской области: ИФНС России по г. Дмитрову;
- в инспекциях Нижегородской области: все ИФНС.
По результатам пилотного проекта по эксплуатации сервиса "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" будет принято решение о дальнейшем расширении перечня инспекций, налогоплательщики которых смогут воспользоваться возможностями сервиса.
Каковы возможности данного сервиса? "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" обеспечивает решение следующих задач:
1) государственная регистрация юридического лица:
- просмотр сведений о себе, внесенных в ЕГРЮЛ, в объеме краткой выписки посредством экранных форм;
- формирование запроса на получение выписки из ЕГРЮЛ (о себе) в электронном виде и предоставление выписки;
2) учет юридических лиц в налоговых органах:
- просмотр сведений, содержащихся в ЕГРН о постановке/снятии с учета в налоговых органах для пользователя, являющегося представителем организации (не подразделения);
- просмотр сведений, содержащихся в ЕГРН о постановке/снятии с учета в налоговых органах для пользователя, являющегося представителем филиала, представительства или иного обособленного подразделения;
3) расчеты с бюджетом:
- получение информации о налоговых обязательствах;
- получение информации о состоянии расчетов с бюджетом;
- получение информации об операциях и документах по расчету с бюджетом;
- получение информации о невыясненных платежах;
- формирование заявления налогоплательщика об уточнении платежа, подготовка и отправка электронного заявления в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи для осуществления действий по уточнению платежей, прием заявления в налоговом органе;
- получение информации по принятым решениям об уточнении платежа;
- получение информации о переплате, по которой налогоплательщик может составить заявление на зачет или возврат;
- формирование заявления налогоплательщика на зачет и возврат излишне уплаченных сумм, подготовка и отправка электронного заявления в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи для принятия решений о зачете, возврате, прием заявления в налоговом органе;
- получение электронных документов, составленных налоговым органом в процедуре зачета (возврата) по заявлению;
- прием запроса на получение справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате обязательных платежей;
- получение справки о состоянии расчетов с бюджетом;
- получение акта сверки расчетов с бюджетом;
4) формирование среды электронного взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами на интернет-портале ФНС, обеспечивающей упрощенные механизмы:
- оказания услуг налогоплательщику;
- исполнения налогоплательщиком обязанностей, возложенных на него НК РФ и Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
5) функции общего назначения:
- формирование обращения в ФНС/УФНС/ИФНС;
- предоставление доступа к "Личному кабинету налогоплательщика - юридического лица" посредством сервиса администрирования;
6) повышение степени информированности налогоплательщиков;
7) повышение эффективности работы налоговых органов по сбору налогов.
Отметим, что посредством данного сервиса можно получить информацию только о своей организации. Например, выписку из ЕГРЮЛ о другом юридическом лице получить нельзя.
Как получить доступ к данному сервису? Для получения доступа к сервису "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" необходимо обеспечить выполнение ряда технических условий.
При работе с данным сервисом используется защищенное соединение и авторизация пользователя по сертификату ключа проверки электронной подписи. Налоговики дают следующие рекомендации: чтобы воспользоваться данным интернет-сервисом, необходимо иметь:
- ОС Windows XP SP3 или выше (например, Windows 7);
- Internet Explorer 8.0 или выше (загрузить с сайта компании Microsoft);
- CryptoPro CSP 3.0 или выше с действующей лицензией (скачать с официального сайта компании "Крипто-Про", заполнив форму регистрации);
- набор драйверов и дополнительных утилит для работы с электронными ключами eToken PKI Client 5.1 SP1 (скачать);
- CryptoPro ЭЦП browser plug-in для Windows (скачать).
Необходимо установить сертификаты ключей проверки электронной подписи:
- сертификат ключа проверки электронной подписи УЦ ФГУП ГНИВЦ ФНС в хранилище сертификатов "Доверенные корневые центры" (скачать с сайта ФНС);
- сертификат ключа проверки электронной подписи удостоверяющего центра, аккредитованного в сети доверенных удостоверяющих центров, участником которой является ФНС, и выдавшего ключ электронной подписи юридическому лицу, в хранилище сертификатов "Промежуточные центры сертификации" (скачать с сайта ФНС);
- сертификат ключа проверки электронной подписи, выданный удостоверяющим центром, аккредитованным в сети доверенных удостоверяющих центров, участником которой является ФНС, в хранилище сертификатов "Личные".
Дополнительные настройки:
- установить узлы http://lk3.nalog.ru и https://lk3.nalog.ru в зону надежных узлов;
- порты 80, 443, 8443 должны быть открыты для отправки и приема данных из Интернета.
Кроме этих рекомендаций на сайте ФНС представлена подробная инструкция по установке и настройке ПО. Есть достаточно подробный документ под названием "Руководство по установке и настройке программного обеспечения для работы с электронной подписью на портале "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" 1 очереди". В документе дана пошаговая инструкция по работе с программным обеспечением, а также приведены возможные проблемы и пути их решения.
Для налогоплательщиков полезным будет ознакомиться с "Порядком предоставления доступа в личный кабинет налогоплательщика - юридического лица".
Получение доступа к "Личному кабинету налогоплательщика - юридического лица" осуществляется руководителем организации или лицом, имеющим право действовать без доверенности в отношении организации, с использованием его ключа электронной подписи.
Для входа в "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" надо выполнить следующие действия:
- подключить носитель ключа электронной подписи (дискету, e-token с сертификатом) к компьютеру;
- выполнить проверку условий подключения к личному кабинету налогоплательщика - юридического лица. Проверку условий подключения к данному сервису достаточно проводить один раз для каждого нового рабочего места пользователя или при изменении настроек компьютера, с которого будет осуществляться доступ;
- перейти по ссылке http://lk3.nalog.ru в "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица", выбрать в появившемся окне сертификат, ввести pin-код, заполнить форму регистрации в "Личном кабинете налогоплательщика - юридического лица".
Первый вход в "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" осуществляется с ключом электронной подписи, выданным руководителю организации (лицу, имеющему право действовать без доверенности в отношении юридического лица по сведениям ЕГРЮЛ), и требует прохождения процедуры регистрации в сервисе.
На странице регистрации необходимо:
- ввести ОГРН;
- ознакомиться с текстом соглашения о подключении и подписать его своей электронной подписью;
- ввести адрес электронной почты;
- ввести код с картинки;
- нажать кнопку "Далее".
После нажатия кнопки "Далее" выводится информационное сообщение о возможных дальнейших действиях налогоплательщика:
- открыть ящик электронной почты, указанный при регистрации. В ящике электронной почты должно содержаться сообщение о подключении к "Личному кабинету налогоплательщика - юридического лица". Если на адрес электронной почты, указанный при регистрации пользователя в "Личном кабинете налогоплательщика - юридического лица", сообщение не поступило в течение суток, необходимо обратиться в call-центр для получения технической поддержки;
- перейти по ссылке, указанной в полученном электронном сообщении (если на компьютере браузер Internet Explorer не является браузером по умолчанию, необходимо скопировать адрес ссылки из почтового сообщения и вставить его в адресную строку браузера Internet Explorer).
При последующих входах в "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" после успешной регистрации достаточно:
- подключить носитель электронной подписи (дискету, e-token с сертификатом) к компьютеру;
- перейти по ссылке http://lk3.nalog.ru;
- выбрать в появившемся окне сертификат;
- ввести pin-код.
На сайте ФНС в открытом доступе представлены "Временные рекомендации для налогоплательщика по работе с "Личным кабинетом налогоплательщика - юридического лица", а также "Руководство пользователя по работе с "Личным кабинетом налогоплательщика - юридического лица".
Кто может работать с данным сервисом кроме руководителя? В подсистеме "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" предоставляется возможность обеспечения доступа представителям организации, не имеющим полномочия действовать без доверенности в отношении юридического лица (не руководители). Для этого в "Личном кабинете налогоплательщика - юридического лица" предусматривается сервис администрирования, предназначенный для формирования списка пользователей и управления их полномочиями. Добавление пользователя осуществляется с привязкой к его сертификату ключа проверки электронной подписи. При этом представители юридического лица, которым предоставляется доступ к "Личному кабинету налогоплательщика - юридического лица", обязаны иметь ключ квалифицированной электронной подписи, выданный удостоверяющим центром, аккредитованным в сети доверенных удостоверяющих центров ФНС.
Доступ к сервису администрирования первоначально предоставляется руководителю организации. Для предоставления доступа новому пользователю необходимо:
- перейти по ссылке "Администрирование", расположенной в шапке страницы. Отобразится перечень подключенных пользователей;
- кликнуть кнопку "Добавить". На экране отобразится форма добавления нового пользователя "Личного кабинета налогоплательщика - юридического лица";
- указать серийный номер сертификата ключа подписи добавляемого пользователя, Ф.И.О., должность и e-mail сотрудника. Поле "КПП филиала, представительства или иного обособленного подразделения" не заполнять! После этого нажать кнопку "Сохранить".
После проведения процедуры вновь добавленному пользователю направляется сообщение по адресу электронной почты, указанному в форме. Для активации учетной записи пользователю нужно перейти по ссылке, указанной в этом сообщении.
В случае неполучения вновь подключенным пользователем электронного письма с ссылкой активации на e-mail авторизованному пользователю необходимо выбрать запись о пользователе, которому нужно направить ссылку для активации повторно и нажать "Направить письмо для активации повторно".
Запись о новом пользователе добавляется в перечень подключенных к сервису "Личного кабинета налогоплательщика - юридического лица" пользователей.
При добавлении нового пользователя, а также при изменении электронного адреса на указанный для пользователя e-mail направляется письмо со ссылкой для подтверждения. Пользователь должен перейти по ссылке, указанной в письме, после чего его электронный адрес считается подтвержденным. Сформированный список сотрудников юридического лица используется для авторизации пользователя при его обращении к подсистеме "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица". Каждый пользователь входит в "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" со своим ключом ЭП.
Могут ли пользоваться данным сервисом филиалы, обособленные подразделения организации? Для предоставления доступа филиалам и другим обособленным подразделениям руководитель организации должен завести сведения о своих обособленных подразделениях в разделе "Администрирование" сервиса "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица".
Необходимым условием предоставления доступа является постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения в одной из инспекций, участвующих в пилотном проекте.
При заполнении формы предоставления доступа необходимо заполнить поле "КПП филиала, представительства или иного обособленного подразделения".
Право доступа для следующих функций "Личного кабинета налогоплательщика - юридического лица" автоматически устанавливается в состояние "запрещено":
- представлять и получать документы по государственной регистрации юридических лиц, выписку из ЕГРЮЛ;
- представлять и получать документы по постановке на учет и снятию с учета организации.
По остальным функциям устанавливается ограничение на просмотр информации при работе пользователя в "Личном кабинете налогоплательщика - юридического лица" обособленного подразделения. Осуществляется предоставление информации о постановке на учет, расчетах с бюджетом, направленных и полученных документах по конкретному обособленному подразделению с кодом причины постановки на учет, заданным для авторизованного в "Личном кабинете налогоплательщика - юридического лица" пользователя.
В заключение хотелось бы отметить, что сервис "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" предназначен для оптимизации процессов взаимодействия налогоплательщика - юридического лица с подразделениями ФНС путем предоставления налогоплательщику доступа к информационным ресурсам ФНС с использованием Интернета и организации электронного документооборота. Информация в данном сервисе - это отражение сведений о налогоплательщике, которые содержатся прежде всего в базах данных инспекций, а также в федеральных информационных ресурсах (в частности, в ЕГРЮЛ). Актуализация данных сервиса осуществляется еженедельно. Если отражены некорректные данные, ошибку можно оперативно устранить. "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" предоставляет возможность сделать это без личного визита в инспекцию, направив обращение в соответствующий налоговый орган.
На сегодняшний день у налогоплательщиков, воспользовавшихся данным сервисом, возникает много вопросов, ответы на которые представлены на сайте ФНС в разделе данного сервиса "Вопрос - ответ". Напомним, что пока данный сервис работает в пилотном режиме, он будет дорабатываться и совершенствоваться. Безусловно, это шаг вперед в вопросах взаимодействия налогоплательщика - юридического лица с налоговыми органами.

Н.А.Петрова
Эксперт журнала
"Налоговая проверка"

Комментариев нет:

Отправить комментарий