"Практическая
бухгалтерия", 2013, N 10
Контроль со стороны ИФНС
не ограничивается проведением налоговых проверок. Тем не менее именно по этому
виду ревизий чаще всего возникают вопросы. В этой статье мы постарались подробно
рассмотреть, чем именно могут закончиться налоговые проверки как для
инспекторов, так и для налогоплательщиков.
Следует различать два
условно выделенных направления контрольной работы налоговых органов. Первое -
это дела о выявленных в ходе камеральной или выездной проверки налоговых
правонарушениях - налоговые проверки. Решения по таким проверкам принимаются в
соответствии со ст. 101 Налогового
кодекса, обжалуются - в соответствии со ст. 101.2.
Второе - это все остальные
мероприятия контроля, которые осуществляет налоговая служба (проверка
соблюдения порядка постановки на учет в налоговом органе, срока представления
сведений об открытии и закрытии счета в банке, порядка регистрации объектов
игорного бизнеса и пр.). Эти проверки рассматриваются в порядке, предусмотренном
ст. 101.4
Налогового кодекса.
Налогоплательщик вправе
обжаловать решение налоговиков. Но еще прежде, чем будет принято какое-либо
решение по результатам проверки, налогоплательщик имеет шанс доказать свою
правоту.
Остановимся более подробно
на налоговых проверках.
По факту окончания
проверки главное для налогового инспектора - правильно и своевременно оформить
результаты проверки. А для налогоплательщика - воспользоваться своими правами
на урегулирование разногласий с налоговиками, если он не согласен с выводами
проверяющих или применяемыми санкциями.
Восстановим вкратце, как
заканчиваются проверки. Если это выездная налоговая проверка, то инспектор в
последний день ее проведения составит небольшую справку, в которой
отразит проверенные периоды и существо проверки. Затем в течение двух месяцев
инспектор будет оформлять подробный акт. Для участников
консолидированной группы срок продлен до трех месяцев.
Если проверка камеральная,
то в этом случае справка не составляется, акт будет написан в
течение 10 дней после окончания проверки. И то, только если выявлены налоговые
нарушения.
Еще пять дней дается для
вручения акта лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его
представителю. Для участников консолидированной группы срок продлен до 10 дней.
И вот, наконец, ход за
налогоплательщиком.
Налогоплательщик имеет
право в течение 15 дней со дня получения акта представить в налоговый орган,
который проводил у него проверку, письменные возражения. Возражения могут быть
поданы как по акту в целом, так и по его отдельным положениям. Для участников
консолидированной группы срок продлен до 30 дней.
Обратите внимание, что
возражения - это первый шаг налогоплательщика доказать свою правоту. Здесь
можно привести свои доводы, аргументы, а также предъявить подтверждающие
материалы и документы, дать пояснения - все, что может спасти ситуацию. Ведь в
ходе проверки налоговики не делились своими секретами, а сделанные ими выводы
субъективны. Возможно, они не учли особые обстоятельства или не удосужились
запросить дополнительные первичные документы. Очень часто налогоплательщики
заявляют ходатайство об оценке и применении обстоятельств, смягчающих
ответственность за совершение налогового правонарушения.
Это важно. Если
налогоплательщик не представлял письменные возражения по акту проверки, он
может сделать это на стадии рассмотрения материалов проверки.
В любом случае по
истечении этих 15 дней налоговая служба начнет принимать окончательное решение
по результатам проверки, в котором уже четко будет указано, есть или нет
нарушение налогового законодательства, если есть - какое и в каком размере.
Вынесение заключения
начинается с рассмотрения материалов проверки. Рассматривается как сам акт
проверяющего инспектора, так и представленные проверяемым лицом письменные
возражения.
Рассмотрением занимаются
высшие должностные лица инспекции, проводившей налоговую проверку. К ним
относятся руководитель и заместитель руководителя налогового органа.
Решение принимается в
течение 10 дней с момента истечения 15-дневного срока, предоставленного
налогоплательщику для возражений. Срок может быть продлен, но не более чем на
один месяц.
Проверенное лицо, в том
числе ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков,
извещается о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. И он
лично или через своего представителя может участвовать в процессе рассмотрения
материалов проверки. При этом разрешено знакомиться со всеми материалами дела,
включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.
Порядок представления
возражений закреплен в ст. 100 (п. 6) и ст. 101 (п. 4)
Налогового кодекса.
Итак, по результатам
рассмотрения материалов налоговой проверки может быть вынесено одно из двух
решений:
1) о привлечении к
ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении к
ответственности за совершение налогового правонарушения.
Чем различаются эти
решения? В первую очередь санкциями. В решении о привлечении обязательно будут
указаны суммы выявленной недоимки, начисленные на нее пени и наложенные штрафы.
Решение же об отказе в привлечении может вообще не содержать сумм взысканий. Но
могут быть указаны недоимки и пени, подлежащие уплате в бюджет.
После того как решение
вручено, налогоплательщик имеет право его обжаловать. Обратите внимание,
налогоплательщик имеет право обжаловать как решение о привлечении к
ответственности, так и решение об отказе в привлечении к ответственности.
Нововведения в НК
В 2013 г. законодатели приняли
ряд поправок в Налоговый кодекс, которые,
во-первых, создают благоприятные условия для урегулирования споров между
налоговой службой и налогоплательщиками без обращения в суд. А во-вторых,
снижают нагрузку на судебные инстанции, обеспечивая последовательность
досудебной и судебной стадии разрешения таких споров.
Основная канва поправок -
обжалование решений налоговых органов в досудебном порядке всех без исключения
проверок, по которым выявлены доначисления или наложены штрафы. То есть прежде,
чем идти в суд, несогласный с вынесенным решением налогоплательщик обязан
обжаловать решение налоговиков в вышестоящем налоговом органе.
Особые правила. Не путайте
возражения и обжалование - это разные способы защиты налогоплательщиком своих
интересов. И производиться они должны на различных стадиях налогового контроля.
В перспективе такие
новшества, как заявляли законодатели в законопроекте,
имеют неоспоримые преимущества. Это быстрый способ рассмотрения споров - один
месяц или в некоторых случаях 15 дней против длительного, от трех месяцев до
года, в суде. Кроме того, урегулирование в досудебной форме определенно снизит
издержки налогоплательщика, так как не будет госпошлины, платы за услуги
представителей и прочих расходов.
Поправки в первую часть
Налогового кодекса внесены
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 153-ФЗ. Подробнее
об этих поправках читайте в следующих статьях.
Важные поправки в
Налоговый кодекс. Федеральным
законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ в ст. 31
Налогового кодекса внесен новый п. 5. Теперь при
направлении по почте документов (в том числе решений, принятых по материалам
налоговой проверки, в результате рассмотрения жалобы и апелляционной жалобы и
т.д.) налоговая служба использует только официальные (юридические) адреса,
содержащиеся в государственных реестрах - ЕГРЮЛ (реестре юридических лиц), ЕГРН
(реестре налогоплательщиков).
Физическим лицам
(предпринимателям, частным нотариусам, адвокатам и другим подобным категориям,
а также обычным гражданам) почтовая корреспонденция может отправляться по
адресу местожительства (пребывания). Вместе с тем им разрешено указать адрес,
отличный от адреса местожительства (пребывания), предназначенный для получения
почты, который будет занесен в ЕГРН.
Для этого
налогоплательщики - физические лица должны самостоятельно сообщить налоговикам
такой адрес. Форма для сообщения будет утверждена ФНС.
Раньше Налоговый кодекс не содержал
аналогичной нормы. Нередко документы отправлялись по адресу, указанному в
заявлении или в налоговой декларации.
И.М.Акиньшина
Консультант по налогам
Комментариев нет:
Отправить комментарий