пятница, 6 декабря 2013 г.

Как заканчивается налоговый контроль



"Практическая бухгалтерия", 2013, N 10
 
Контроль со стороны ИФНС не ограничивается проведением налоговых проверок. Тем не менее именно по этому виду ревизий чаще всего возникают вопросы. В этой статье мы постарались подробно рассмотреть, чем именно могут закончиться налоговые проверки как для инспекторов, так и для налогоплательщиков.

Следует различать два условно выделенных направления контрольной работы налоговых органов. Первое - это дела о выявленных в ходе камеральной или выездной проверки налоговых правонарушениях - налоговые проверки. Решения по таким проверкам принимаются в соответствии со ст. 101 Налогового кодекса, обжалуются - в соответствии со ст. 101.2.
Второе - это все остальные мероприятия контроля, которые осуществляет налоговая служба (проверка соблюдения порядка постановки на учет в налоговом органе, срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке, порядка регистрации объектов игорного бизнеса и пр.). Эти проверки рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 Налогового кодекса.
Налогоплательщик вправе обжаловать решение налоговиков. Но еще прежде, чем будет принято какое-либо решение по результатам проверки, налогоплательщик имеет шанс доказать свою правоту.
Остановимся более подробно на налоговых проверках.

Итак, проверка закончилась

По факту окончания проверки главное для налогового инспектора - правильно и своевременно оформить результаты проверки. А для налогоплательщика - воспользоваться своими правами на урегулирование разногласий с налоговиками, если он не согласен с выводами проверяющих или применяемыми санкциями.
Восстановим вкратце, как заканчиваются проверки. Если это выездная налоговая проверка, то инспектор в последний день ее проведения составит небольшую справку, в которой отразит проверенные периоды и существо проверки. Затем в течение двух месяцев инспектор будет оформлять подробный акт. Для участников консолидированной группы срок продлен до трех месяцев.
Если проверка камеральная, то в этом случае справка не составляется, акт будет написан в течение 10 дней после окончания проверки. И то, только если выявлены налоговые нарушения.
Еще пять дней дается для вручения акта лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю. Для участников консолидированной группы срок продлен до 10 дней.
И вот, наконец, ход за налогоплательщиком.

Подаем возражения

Налогоплательщик имеет право в течение 15 дней со дня получения акта представить в налоговый орган, который проводил у него проверку, письменные возражения. Возражения могут быть поданы как по акту в целом, так и по его отдельным положениям. Для участников консолидированной группы срок продлен до 30 дней.
Обратите внимание, что возражения - это первый шаг налогоплательщика доказать свою правоту. Здесь можно привести свои доводы, аргументы, а также предъявить подтверждающие материалы и документы, дать пояснения - все, что может спасти ситуацию. Ведь в ходе проверки налоговики не делились своими секретами, а сделанные ими выводы субъективны. Возможно, они не учли особые обстоятельства или не удосужились запросить дополнительные первичные документы. Очень часто налогоплательщики заявляют ходатайство об оценке и применении обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

Это важно. Если налогоплательщик не представлял письменные возражения по акту проверки, он может сделать это на стадии рассмотрения материалов проверки.

В любом случае по истечении этих 15 дней налоговая служба начнет принимать окончательное решение по результатам проверки, в котором уже четко будет указано, есть или нет нарушение налогового законодательства, если есть - какое и в каком размере.
Вынесение заключения начинается с рассмотрения материалов проверки. Рассматривается как сам акт проверяющего инспектора, так и представленные проверяемым лицом письменные возражения.
Рассмотрением занимаются высшие должностные лица инспекции, проводившей налоговую проверку. К ним относятся руководитель и заместитель руководителя налогового органа.
Решение принимается в течение 10 дней с момента истечения 15-дневного срока, предоставленного налогоплательщику для возражений. Срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Проверенное лицо, в том числе ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков, извещается о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. И он лично или через своего представителя может участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки. При этом разрешено знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.
Порядок представления возражений закреплен в ст. 100 (п. 6) и ст. 101 (п. 4) Налогового кодекса.
Итак, по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки может быть вынесено одно из двух решений:
1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Чем различаются эти решения? В первую очередь санкциями. В решении о привлечении обязательно будут указаны суммы выявленной недоимки, начисленные на нее пени и наложенные штрафы. Решение же об отказе в привлечении может вообще не содержать сумм взысканий. Но могут быть указаны недоимки и пени, подлежащие уплате в бюджет.
После того как решение вручено, налогоплательщик имеет право его обжаловать. Обратите внимание, налогоплательщик имеет право обжаловать как решение о привлечении к ответственности, так и решение об отказе в привлечении к ответственности.

Нововведения в НК

В 2013 г. законодатели приняли ряд поправок в Налоговый кодекс, которые, во-первых, создают благоприятные условия для урегулирования споров между налоговой службой и налогоплательщиками без обращения в суд. А во-вторых, снижают нагрузку на судебные инстанции, обеспечивая последовательность досудебной и судебной стадии разрешения таких споров.
Основная канва поправок - обжалование решений налоговых органов в досудебном порядке всех без исключения проверок, по которым выявлены доначисления или наложены штрафы. То есть прежде, чем идти в суд, несогласный с вынесенным решением налогоплательщик обязан обжаловать решение налоговиков в вышестоящем налоговом органе.

Особые правила. Не путайте возражения и обжалование - это разные способы защиты налогоплательщиком своих интересов. И производиться они должны на различных стадиях налогового контроля.

В перспективе такие новшества, как заявляли законодатели в законопроекте, имеют неоспоримые преимущества. Это быстрый способ рассмотрения споров - один месяц или в некоторых случаях 15 дней против длительного, от трех месяцев до года, в суде. Кроме того, урегулирование в досудебной форме определенно снизит издержки налогоплательщика, так как не будет госпошлины, платы за услуги представителей и прочих расходов.
Поправки в первую часть Налогового кодекса внесены Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 153-ФЗ. Подробнее об этих поправках читайте в следующих статьях.

Важные поправки в Налоговый кодекс. Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ в ст. 31 Налогового кодекса внесен новый п. 5. Теперь при направлении по почте документов (в том числе решений, принятых по материалам налоговой проверки, в результате рассмотрения жалобы и апелляционной жалобы и т.д.) налоговая служба использует только официальные (юридические) адреса, содержащиеся в государственных реестрах - ЕГРЮЛ (реестре юридических лиц), ЕГРН (реестре налогоплательщиков).
Физическим лицам (предпринимателям, частным нотариусам, адвокатам и другим подобным категориям, а также обычным гражданам) почтовая корреспонденция может отправляться по адресу местожительства (пребывания). Вместе с тем им разрешено указать адрес, отличный от адреса местожительства (пребывания), предназначенный для получения почты, который будет занесен в ЕГРН.
Для этого налогоплательщики - физические лица должны самостоятельно сообщить налоговикам такой адрес. Форма для сообщения будет утверждена ФНС.
Раньше Налоговый кодекс не содержал аналогичной нормы. Нередко документы отправлялись по адресу, указанному в заявлении или в налоговой декларации.

И.М.Акиньшина
Консультант по налогам

Комментариев нет:

Отправить комментарий